Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
ВЕЛЕМИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
11 простых способов не перегореть от работы
Как избежать выгорания
Если человек утомлён, раздражён и готов отказаться от деятельности, которая раньше заставляла его с радостью просыпаться по утрам, значит он профессионально перегорел. Это чувство вынуждает «прятаться» от работы, сомневаться в её ценности и смысле.
Чтобы избежать выгорания, оставаться продуктивным и продолжать получать удовольствие от жизни используйте эти 11 способов.
Вспомните, когда вы проводили время с людьми, с которыми не работаете и не живёте в одном доме? Смотрели фильмы, обедали, играли в игры, прогуливались или отправлялись в путешествия. Наверняка вам было весело.
Часть эмоционального удовольствия, полученного тогда, можно восстановить. Свяжитесь со старыми друзьями и запланируйте несколько встреч. Обычный обед раз в месяц с хорошим знакомым даст отличный эффект. У вас будет что обсудить, чем удивить и порадовать друг друга.
Цель этого упражнения – расширить свой социальный горизонт и подавить ощущение, что вы застряли в одном большом Дне Сурка.
Отказываясь от физической активности, человек «впитывает» больше стресса. Чтобы избежать выгорания убедите себя, что регулярные физические упражнения очень важны. Спорт улучшает настроение, оздоровляет тело и выделяет гормон радости. Он усиливает кровоснабжение головного мозга. Это значит, что при регулярных тренировках вы будете продуктивнее.
Выберите хобби, которое не пересекается с вашей основной деятельностью. Такое, которое требует абсолютно другого набора навыков, даёт душе и уму возможность оторваться от рутинного ежедневного графика. Уже в ближайшее время это положительно скажется на производительности.
Вероятно, вам даже не нужно будет пытаться найти увлечение – оно уже есть. Подумайте, что вы оставили вопреки желаниям, когда устраивались на работу или решали бытовые проблемы. Рыболовные снасти, старый футбольный мяч, пара боксёрских перчаток, велосипед, настольный теннис — наверняка в доме найдётся что-то, позволяющее провести досуг с пользой и удовольствием.
Ничто не осветляет душу и не согревает чувства, как забота и благотворительность. Если вы понимаете, что жизнь становится мукой, найдите кого-то менее удачливого и помогите ему.
Простое соучастие в чужой судьбе лечит душевные раны и даёт понять, что жизнь не бессмысленна и бесцельна.
Бессонница – один из главных симптомов, сопровождающих выгорание. Когда вы спите недостаточно, мозг не функционирует в полную силу. Отсутствие хорошего сна имеет серьёзные последствия: упадок рассудительности, внимания, развитие хронических заболеваний (диабет, гипертония, рак, депрессия).
Сон имеет решающее значение для здоровья и ощущения счастья, поэтому не стоит на нём экономить. Пусть вы сделаете меньше за эти дополнительные два часа. Это оправдано.
Наука доказала, что взрослому нужно спать 7-9 часов для полноценной жизни, и это не заменить ничем.
Иногда люди забывают о том, что заставляет их радоваться и двигаться по жизни. Отклонение от личного курса усиливает стресс и мешают работать на перспективу.
Выделите день, чтобы написать манифест – вспомнить и обозначить персональные цели. Когда мы формируем свои намерения в письменном виде, они помогают сосредоточиться на поставленных задачах.
Людям трудно просить о помощи. Но это не значит вынуждать кого-то решать свои проблемы. В действительности, надо обращаться за подмогой, чтобы понять, из-за чего именно вы выгорели. Помощь неравнодушного человека облегчает выход из стрессового положения.
Независимо от того, связаны ли ваши проблемы с семьёй, финансами или управлением временем, совместная деятельность помогает быстрее найти решение, чем при одиночных попытках. Проглотите свою гордость и независимость, если хотите избежать выгорания или победить его.
Браться за любой проект, ходить на каждую конференцию , выполнять все поручения – это нехорошо. Да, это может быть источником высокого заработка. Но, поверьте, в итоге вы будете готовы отказаться от этих плюсов, когда почувствуете, что перегорели и уже по колено стоите в депрессии.
Легко сказать «да», особенно если это подпитывается менталитетом и воспитанием. Но важно научиться (иногда через силу) говорит «нет», чтобы остаться физически и психологически здоровым человеком.
Если вы хотите быть энергичным и вдохновлять остальных. Выберите наиболее важные для себя дела, которые дают хорошие преимущества и приносят удовольствие в процессе.
Юмор помогает человеку даже в критических обстоятельствах. Смех – научно доказанный способ, который уменьшает стрессовую нагрузку. Более эффективно не смеяться самому, а смешить других. Это позволять рассматривать себя с позитивной точки зрения, находить необычное в обычном и социализироваться (об этом шла речь в первом пункте статьи).
Не нужно быть гениальным комиком, чтобы повеселить друзей или родственников. При общении важен настрой. Поднимая настроение другим, вы спасёте от выгорания не только себя, но и ещё пару человек.
Когда человек собирается в спешке и выходит из дома в последний момент — это никак не способствует снятию стресса. Попробуйте замедлить утро. Установите будильник на несколько минут раньше обычного и проведите этот дополнительный досуг, сидя в удобном месте на кухне или в спальне с чашкой кофе или книгой.
Постепенно добавляйте к своему утру больше времени, чтобы оно стало отдельной частью дня. Это помогает, потому что так вы начинаете день с того, чтобы позаботиться о себе, а не выскакиваете из-под одеяла, словно в дом попала бомба.
Проблемы не возникают из-за вашего начальника, коллеги, друга или учащегося. Увязнуть в критике других легко. Человек склонен перекладывать ответственность, обвинять знакомых в порче настроение и в неправильном ходе дел. Такая позиция быстро ведёт к перегоранию.
Возьмите ответственность за возникающие ошибки и проблемы на себя. Как только вы откажетесь от такого поведения, вы увидите больше смысла в своих действиях, карьере и жизни. Это поможет избежать выгорания.
Буллинг в школе
Как понять, что ребенок подвергается насилию в школе, классе?
Каждый учитель, преподаватель в состоянии заметить, что с ребенком происходит что-то не так. Когда Вы знали ребёнка одним и по непонятным причинам его поведение резко изменилось и стало непривычным (например, из тихого ребёнка он превратился в неспокойного и неуправляемого или, наоборот, из активного и любопытного замкнулся в себе и старается не привлекать внимания), — такое поведение может стать сигналом, что у этого ребёнка что-то произошло.
Необходимо обратить внимание, если ребенок:
Отказ объяснить причины вышеописанных состояний и поведения или явно не правдоподобные объяснения — сигнал, что в отношении этого ребенка могло быть применено насилие.
Советы учителю по профилактике буллинга и мобинга в классе (школе).
Влияние насилия в семье на поведение ребёнка в школе
Дети, испытывающие проявление физического насилия по отношению к себе со стороны родителя или родителей, могут занимать разные позиции: агрессора, но чаще жертвы. В позиции жертвы они считают себя виноватыми (родители «хорошие» и любят их, а они, соответственно, плохие, расстраивают тех, кто заботится о них и они (дети) заслужили наказание). Этим объясняется их чувство вины и заниженная самооценка. Кроме обиды и вины ребенок испытывает напряжение и злость, эти чувства и эмоции им приходится подавлять.
Проявление детей, живущих в условиях физического насилия в семье:
Наряду с физическим дети подвергаются в семье эмоциональному и психологическому насилию. Эмоциональное насилие — преднамеренное деструктивное действие или значительный ущерб детским способностям, включающее наказания за чрезмерную привязанность ребенка к родителю. Такими могут является:
При восприятии взрослого как угрозы и источника унижения, оскорбления и наказания в ребенке развивается пессимизм и безнадежность. Во взрослой жизни такие дети становятся нерешительными, не доверяют собственному мнению. Для них очень важно завоевать авторитет, чтоб из «никто» стать «всем». У ребенка, живущего в семье с агрессивно настроенными родителями, развивается чувство неполноценности, в таком состоянии он вынужден постоянно защищаться, и этот стиль поведения переносится в школу и социум в целом. Возрастает риск ухода из семьи, бродяжничество.
Когда родители рассматривают ребенка как проблему и препятствие, которое мешает заниматься собственными делами, ребенок оказывается в эмоциональной изоляции. Применяя наказания к ребенку, родители ошибаются, полагая что могут заставить его повиноваться и исправиться, они тем самым только проявляют свое нетерпение и гнев.
Маркеры поведения, которые указывают на вероятность того, что ребенок подвергается насилию в семье:
Суицид
Это короткое слово означает добровольный уход из жизни. И обсуждать эту трудную тему нужно, как бы больно ни было, потому что слишком много юных, красивых, замечательных девчонок и мальчишек расстаются с жизнью по собственной воле.
Именно в этом возрастном периоде суицидальное поведение отличается многообразием: суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Подросток испытывает дискомфорт, справиться с которым он не может, а рассказать родителям, учителям, товарищам не умеет. Да и, к сожалению, им никто не верит, принимая угрозы за пустые слова.
Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, непродуманные и не спланированные, совершаются на пике эмоций, а иногда носят демонстративный характер. Движет их поведением не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: «Обрати на меня внимание! Пойми меня! Я запутался!»
Из-за чего же молодые люди уходят добровольно из жизни? Однозначный ответ дать невозможно. Наблюдения психологов позволяют выделить несколько основных причин суицида: «безответная любовь», «нет сил бороться», «всем назло», обратите на меня внимание», «пусть мучаются», «я никому не нужен. А также из-за обиды, из-за страха, из-за ничего».
Признаки суицидальных намерений
Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы. Это обычно происходит в форме разговора о суициде или сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении или упоминаний о суициде в картинах и литературных произведениях. Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, “терминальном поведении”. При этом индивид приводит свои дела в порядок, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.
Если вы увидели эти знаки суицида, спросите ребенка, что он/она думает о суициде. Если ответ будет вызывать подозрение в возможности совершения суицида, следует направить его к психологу для предотвращения немедленного совершения суицида и последующего решения проблем, которые могут заставить подростка решиться совершить суицид. Большинство суицидов могут быть предотвращены, так как состояния, при которых субъект может совершить суицид, обычно временно.
Как распознать экстремальное состояние?
Подростковая депрессия отличается от депрессии у взрослых тем, что подростки не жалуются на подавленное настроение. Они вдруг становятся замкнутыми, одинокими, теряют интерес к прежним увлечениям, равнодушны ко всему. Они выполняют все просьбы взрослых, потому что у них нет своих желаний. Кстати, родители часто считают их идеальными детьми. Это опасное заблуждение, тревожный сигнал, который подает сам подросток.
Как же догадаться, что он задумал? Такого «задумавшегося» рассекретят глаза. Они у него «тусклые», искры жизни в них уже нет.
Что в должно насторожить в поведении подростка?
необоснованные вспышки агрессии;
Если вы заметили, что подросток стал вести себя нетипично, у него произошли изменения в поведении, эмоциональной сфере и межличностных отношениях, то это может быть признаком буллинга, нахождения подростка в кризисной ситуации, началом депрессивного состояния или суицидального риска.
В этом случаи очень важно:
взгляд, свое мнение. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.
одиноким. Совместный поиск выхода из трудной ситуации даст возможность подростку почувствовать поддержку и понять, что он не одинок.
«Телефоны доверия» республиканские
Для взрослых 8-017-290-44-44, 8-017-290-43-70 (многоканальные, работают круглосуточно).
Для детей и подростков 8-017-315-00-00 (работает круглосуточно).
Общенациональный телефон психологической помощи несовершеннолетним 8-801-100-16-11 (звонок бесплатный)
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УЧАЩИМИСЯ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ШКОЛЕ
Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий:
Ситуация с эмоционально нестабильным состоянием у ребенка, плачем.
Ситуация, когда ребенок в аффекте, чрезмерно возбужден, кричит.
Ситуация с подозрениями на суицидальное поведение у подростка.
Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
Ребенок в кризисном состоянии. Как вести себя учителю?
Современный мир непостоянен и полон внезапных происшествий. Чаще всего родители стараются оградить детей от информации о событиях, которые им самим кажутся травмирующими или опасными (например, развод, смерть или тяжелая болезнь близкого человека, социальные потрясения). Но на самом деле ребёнок всегда считывает состояние взрослых и видит, что происходит что-то плохое, о чём ему не говорят, а неизвестность и непонимание, пугают ещё больше. Кроме того, ребёнок и сам может сталкиваться с негативными событиями – конфликтами и ссорами, разрывом отношений и насилием. Безусловно, такие события оказывают своё влияние на ребёнка, его состояние и поведение, в том числе и в школе.
Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени. Учитель, обращая внимание на внезапные изменения в поведении школьника и события, которые могли на него повлиять, может вовремя определить, что ребёнок находится в кризисном состоянии. Заинтересованность учителя и готовность поддержать могут стать опорой для ученика в трудной жизненной ситуации.
Высокий уровень тревожности и эмоциональное напряжение, вызванные негативными событиями, могут проявляться совершенно по-разному: в форме апатии и депрессии, замкнутости и отстранённости, отрицания и нежелания верить в случившееся. Нарушение внутреннего равновесия может стать причиной агрессивного поведения подростка. Вызывающее поведение, злость, нежелание следовать правилам – могут быть следствием переживания трудной жизненной ситуации. Сталкиваясь с агрессией ученика, учителю важно помнить, что такое поведение может носить защитный характер и не иметь к личности учителя никакого отношения. Таким образом ребёнок стремится снизить уровень напряжения, справиться с высоким уровнем тревоги.
Свой отпечаток на поведение подростков в кризисном состоянии накладывают и особенности возраста. Сложное психоэмоциональное состояние может обострить и без того ярко выраженные черты этого возраста: негативизм, противоречивость, противопоставление себя взрослым, бунтарство и эмоциональную нестабильность.
Безусловно, учителю может быть сложно оставаться спокойным даже тогда, когда он понимает истинные причины негативного поведения. В такой ситуации учителю необходимо оставаться профессионалом: не соскальзывать в ответную агрессию и не вступать в конфронтацию, а дать школьнику возможность «выплеснуть» свои эмоции, высказать недовольство и тем самым снизить уровень напряжения. Ребёнок, находящийся в кризисном состоянии, вовсе не хочет обидеть или разозлить учителя, своим поведением он пытается справиться с психологическими трудностями.
Как говорить с учеником в кризисном состоянии?
Начиная разговор с учеником, учителю важно отследить своё эмоциональное состояние: необходимы спокойствие и готовность столкнуться с бурной эмоциональной реакцией. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что ребёнок не один, рядом с ним есть близкие, готовые при необходимости прийти на помощь. Рассказывая о своих проблемах, подростки часто произносят весьма категоричные, вызывающие, а порой даже пугающие фразы. Учитель должен сохранить самообладание и отреагировать так, чтобы побудить ученика к дальнейшему обсуждению. Беседа с ребенком должна строиться на основе следующих рекомендаций:
Ребёнок: — Я сделал что-то ужасное! Меня не простят.
Учитель: —А о чём ты думал, когда делал? Вот результат.
Учитель: -Конечно, я бы тоже такое не простил (простила).
Учитель: — Давай попробуем обсудить то, что произошло и вместе подумать, что можно сейчас сделать.
Ребёнок: — Меня никто не понимает! И вы не поймёте!
Учитель: -Ещё как понимаю, возможно, лучше, чем ты сам себя понимаешь.
Учитель: А кто вас, современных детей, вообще понимает?
Учитель: — Расскажи мне о том, что я сейчас должен (должна) понять. Я действительно хочу разобраться.
Ребёнок: — Мне очень плохо, думаю, я ни на что не способен!
Учитель: -Тебе нельзя так говорить. У тебя есть семья, дом, еда, подумай о тех, кому сейчас ещё хуже.
Учитель: Перестань уже хныкать и займись делом. Будешь так сидеть, точно ничего не получится.
Учитель: — Иногда каждый человек чувствует себя подавленным и опустошенным, кажется, что это никогда не закончится. Давай поговорим о том, что сейчас тебя волнует, и с чем нужно разобраться прежде всего.
Ребёнок: — Ненавижу учёбу! Как же мне надоели эти учителя и родители!
Учитель: к ты можешь такое говорить? Твои учителя и родители хотят только лучшего для тебя.
Учитель: — Ты должен радоваться, что у тебя есть возможность учиться.
Учитель: — Что ты обычно делаешь, когда это чувствуешь? Есть ли у тебя близкий человек, с которым ты можешь это обсудить? Что сейчас с тобой происходит?
Ребёнок: — Без меня всем было бы только лучше!
Учитель: к нельзя говорить. Подумай, что бы почувствовали твои родители.
Учитель: — Не говори ерунды.
Учитель: — Кому именно от этого станет лучше? Ты очень дорог мне, я переживаю, расскажи, что происходит в твоей жизни.
Важно понимать, что одного разговора недостаточно для того, чтобы помочь ребёнку в кризисной ситуации. После беседы учитель должен проследить за тем, чтобы ученик не остался один на один со своей проблемой. Восстановление после кризиса – это долгий и сложный процесс, задача окружающих взрослых оставаться чуткими и сопровождать этот процесс.
Рискованное поведение
Особенности подросткового возраста:
Распространённые формы экстремальных увлечений подростков:
Факторы, подталкивающие подростков к экстремальным увлечениям:
На что стоит обратить внимание педагогу:
Как убедиться в том, что у подростка есть рискованные увлечения?
Что делать, если вы уверены, что у подростка есть опасное увлечение?
Как разговаривать с подростком?
Словарь терминов по теме «буллинг»
Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.
Абьюзер – человек, который совершает насилие, манипулирует жертвой и принуждает ее к каким-либо реакциям и действиям вопреки собственным желаниям.
Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.
Акцентуация характера (англ. character accentuation ) — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы , граничащий с психопатией .
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам (преимущественно социальным — когда вызвавший агрессию объект недосягаем, слишком силен — так или иначе неуязвим) не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.
Бодишейминг — публичное осуждение людей за недостатки их внешности, такие как вес, фигура, размер бёдер и т. д; дискриминация тех, кто не вписывается в общепринятые стандарты красоты.
Боссинг — психологическое, а иногда и физическое насилие, которому представитель руководства компании подвергает своих подчиненных.
Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, учителей, других работников школы, учеников, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов.
Буллер (булли) – инициатор буллинга.
Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.
Гендерное насилие – любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека. Может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежит дисбаланс сил и гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы — cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.
Дискриминация – предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака.
Интернет-травля — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Кибербуллинг — использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека, распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений.
Киберсталкинг — использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение.
Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.
Проксимальность – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в своё окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.
Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.
Сексуальное насилие — принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.
Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.
Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.
Стигматизация — предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлимимы в силу распространенных стереотипов.
Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.
Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.
Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства.
Флейминг – агрессивное речевое взаимодействие, смысл которого состоит исключительно в развитии агрессивного, оскорбляющего диалога и полилога, часто является результатом троллинга.
Хейзинг (от англ. hazing – «принуждение совершать унизительные действия») — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. Подобные ритуалы в большей степени характерны для закрытых (военизированных, интернатных, пенитенциарных) учреждений, но встречаются и в обычных школах и училищах, особенно если при них есть общежития для иногородних учащихся.
Экономическое насилие — в образовательном учреждении проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).
Ученик оскорбил учителя. Что делать?
Издревле профессия учителя занимала особенное место в культурах разных народов. Ученики относились к учителям с почитанием и трепетом, признавали значимость авторитета, выказывали уважение к возрасту и опыту. Учителя обладали высоким социальным статусом. Они ценились как основа процветания нации, как ее элита.
Но времена меняются… В интернете можно встретить ролики, где на замечание учителя ученик реагирует оскорблением или даже отвечает на встречную эмоцию кулаками. Зачастую учитель, если возникают проблемы во взаимоотношениях, один на один, без должной поддержки остается с подростками, которые продолжают нарушать правила, проверять на прочность и самоутверждаться в глазах сверстников.
Ничто так прочно не запоминают ученики,
как ошибки своих учителей
Антон Лигов
Учителя – это живые люди со своими жизненными историями, слабостями, эмоциями. Они не могут всегда быть идеальными и безукоризненными. Безусловно, учительская профессия, как и любая другая, обладает своими рисками, главный из которых – высокая цена ошибок. Зачастую ученики их учителям не прощают.
Записать на счёт учителя многие ошибки, среди которых есть вещи совершенно к ним не относящиеся, помогают детям их родители. Очень часто, к сожалению, учитель не находит поддержки родителей, которые позволяют себе неуважительно высказываться о педагогах в присутствии детей. Учитель живет в обществе, которое накладывает на него порой невыполнимые обязательства (один «всеобуч» чего стоит!), а взамен транслирует лишь пренебрежение, сдабриваемое популярной фразой: «Во что превратилась сегодня школа?!».
От учителя ожидают, что он достигнет нереальных целей
при помощи неадекватных средств.
И просто чудо, что иногда это ему удается
Хаим Гиннот
Что делать современному педагогу? Как поддерживать свой авторитет? Удерживать свою репутацию, а заодно и престиж профессии, необходимо не только ради сохранения самоуважения, но и ради тех знаний, которые мог бы воспринять ученик. Он слушает только того, кого уважает.
В Казахстане, например, принят закон «О статусе педагога», который предусматривает денежный штраф за оскорбление. У нас такого закона пока нет. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, как можно педагогу реагировать на оскорбления, агрессию в свой адрес. У некоторых задач не существует идеального решения, но пробовать стоит разные.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОСКОРБЛЕНИЯ?
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете,
что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.
Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество,
которое не переходит в количество, а так и остается качеством!
Александр Рыжиков