Классному руководителю

Структура написания анализа воспитательной работы в классе за 20     /20     учебный год

Введение

Обоснование деятельности за отчетный период:

  • цель и задачи, стоявшие в отчетном периоде;
  • проблемы, над которыми работал классный руководитель;
  • приоритетные направления и пути, выбранные для реше­ния этих проблем.

Основная часть

Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:

  • тематические мероприятия по реализации задач (формы, цель, тематическая направленность и практическая значи­мость);
  • проблемные ситуации, выявленные в ходе работы по ре­шению задач, пути их разрешения;
  • выводы о качестве работы на основании психолого- педагогических исследований.

Заключение

Обобщение выявленных проблем за отчетный период, опре­деление приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.

 

Программа изучения ученического коллектива

1. Состав класса.                                                                                        

а) возрастной состав;                                                                                    

б) познавательный уровень;

в) работоспособность и успеваемость;

г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.

2. Сплоченность класса.

а) есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, к учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к делам класса;

б) любят ли все вместе проводить время в школе и вне её, вместе развлекаться или совместно учиться;

в)дружат ли мальчики и девочки;

г) нет ли в классе круговой поруки;

д)переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли свой коллектив.

3. Организованность класса.

а) умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять;

б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;

в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.

4. Общественное мнение класса.

а) какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие - осуждают;

б) как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение;

в) есть ли расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.

5. Характер связей в коллективе.

6. Актив класса.

7. Связь классного коллектива с общешкольным коллективом.

8. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.

 

 

Рекомендации к анализу работы на конец четверти

Итоги работы в конце четверти подводятся на итоговом классном соб­рании при обсуждении следующих вопросов:

  1. Отношение учеников класса к учёбе.
  2. Отношение учеников класса к дежурству по классу.
  3. Обсуждение прошедших внеурочных дел.
  4. Определение учеников, которые заслуживают благодарности за ак­тивное участие в делах класса.
  5. Оценка работы старшего дежурного в конце четверти.
  6. Оценка участия класса в общешкольных делах (что удалось, что не понравилось).

Классный руководитель продумывает следующие вопросы:

  1. Какая задача ставилась как основная?
  2. Что удалось и что не удалось?
  3. Вытекающая из анализа основная задача на следующую четверть
  4. Результаты индивидуальной работы. С кем надо работать индивиду­ально и следующей четверти, какие стоят задачи?

    АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ:

    выявить уровень сплоченности коллектива:

    • работают отдельные учащиеся класса, выполняют отдельные поручения;
    • работает актив класса;
    • каждый ученик класса активно включен в воспитательный процесс; Анализ работы органов самоуправления класса:
    • учитель возглавляет работу, сам раздает поручения;
    • дети по заданию учителя собираются, сам раздает поручения;
    • дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
    • класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнен] Участие класса в общешкольных делах:
    • какое дело вызвало наибольший интерес;
    • сколько детей имело поручение в общешкольном деле. Каковы результаты участия детей в целевой программе класса:
    • сколько детей имели поручения и выполняли их;
    • понравилась ли детям форма отчета;
    • хотят ли они продолжать работу на следующий год по своей целевой программе; Работа с трудными детьми:
    • удалось ли вовлечь трудных детей в работу класса;
    • какие поручения давались;
    • какие дела были самые для них интересные; Работа с родителями:
    • кто из родителей не был ни разу на собрании;
    • какие вопросы в воспитательной работе класса родителей интересовали больше всего;

    • какие совместные дела детей и родителей получались.

       

    •  
    • Советы по профилактике подросткового

      суицидального поведения.

      1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;

      2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без

      внимания;

      3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать;

      4. Не употреблять общие фразы "Да ты не думай об этом", "Ну, все не так

      плохо", "Не стоит этого делать" и т.д. Это может привести к обратному

      эффекту;

      5. Отговаривая, не давить на чувство долга. Это может подтолкнуть к

      роковому шагу: "А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас! ";

      6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять

      интерес к любым проблемам;

      7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение;

      8. Задавать прямые вопросы: "Ты думаешь о самоубийстве. Каким

      образом? Что будет потом?". Не бойтесь говорить об этом с подростком.

      Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут

      спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает

      тревожность, обсуждение же помогает "выпустить пар", выплеснуть эмоции;

      9. Обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;

      10. Помогать подросткам ставить реальные цели в жизни и стремиться к

      ним;

      11. Ни при каких обстоятельствах не применяйте наказания;

      12. Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с детьми;

      13. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!

      Группа риска:

      1. Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки,

      злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.

      2. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были

      свидетелем её, либо такой случай был в семье.

      3. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.

      4. Подростки в состоянии сильного стресса.

       

      Требования к проведению беседы с подростком,

      размышляющем о суициде 

      Во время самого диалога взрослому рекомендуется:

      • внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

      • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

      • не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;

      • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

      • постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

      • не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

      • привести конструктивные способы ее решения;

      • одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

      Заключительные рекомендации

      Самоубийство не является громом с ясного неба:

      учащиеся с суицидальными наклонностями весьма ясно предупреждают окружающих о своих намерениях и оставляют много возможностей для принятия соответствующих мер.

      Превенция самоубийств является для учителей и других работников ОУ задачей огромной стратегической важности, для решения которой необходимо:

      - своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

      - формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

      - облегчение душевных страданий;

      - проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

      - оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

      - контроль посещаемости занятий и прогулов;

      - предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками.

      От заботливого человека, находящегося рядом в трудную минуту,

      зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое

      главное, надо научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это

      мы, взрослые, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии,

      получаем результат воздействия, результат своего труда.

      Будьте внимательны и помните:

      лучшая профилактика суицидального поведения –

      своевременно оказанная педагогическая и

      психологическая поддержка!