Мой прадедушка Павел родом из деревни Рубрин, которая находилась на берегу Ствиги. Они жили рядом со своим дядей Михаилом.
Когда прадедушке исполнилось одиннадцать лет, началась Великая Отечественная война. У его был старший брат Николай с 1921 года рождения. И вот первого января 1944 года Николая призывают в армию, защищать свою Родину. Через одиннадцать месяцев призывают и сына дяди Михаила, тоже Николая. Вот так два Николая из рода Кожановских пошли защищать своё Отечество. Только один Николай Михайлович, а второй Николай Степанович. А мой прадедушка Павел остался за старшего мальчика в семье. На его плечи легло всё хозяйство, не только своё, но и хозяйство дяди Миши.
Не знаю пересекались ли Николаи на войне, или нет, но вот что дома случилось я точно знаю. Однажды летним днём мой прадедушка со своими сёстрами пошёл пасвить коров. Он потом рассказывал своему сыну, моему дедушке: «Не хотел, сынок, я в тот день идти на луг, хотел остаться дома. Тогда дядя Миша с женой делал из лозы забор. Мне очень нравилось это ремество, и я хотел ему помогать. Но мне приказал отец быть с младшими сёстрами. А слово отца—закон! Я не смел не послушать его. А родители мои пошли на заготовку дров в лес. Только потом понял, что спасло мне жизнь…
Когда вечером мы возвращались с пастбища, то нас встречали отец и мать. Я сразу понял, что что-то случилось. Когда подошли ближе, то увидели, что лица у родителей были очень бледные. Но меня успокоило то, что я увидел обоих родителей, ведь они—самые дорогие мне люди. Первое, что мне пришло в голову, что что-то с Колей.
Но папа, подойдя ближе сказал: «Тебе суждено жить, сынок». А мама рассказала, что немцы сожгли дом дяди Миши вместе с ними. Мы очень долго плакали. И я понял, почему папа сказал, что мне суждено жить….. Ведь если бы я остался с дядей…..
Прошло время, нам пришла весточка, что наш Коля ранен. Мама долго плакала и всё причитала: «Не увижу больше я своего сыночка!» Через несколько недель, второго марта 1945 года, мой брат вернулся домой. Сколько радости было у всех нас!!! А через два месяца и неделю объявили, что закончилась Великая Отечественная война. Папа стал выглядывать второго Колю. И вот двенадцатого мая 1945 года вернулся Николай Михайлович Кожановский из войны. Первым увидел его папа и сказал: «Сынок, ты вернулся! Пошли домой!» На что Коля прошептал: «Мой дом сгорел». А отец его обнял, постучал по плечам и сказал: « Мой дом—это твой дом, мой стол—это твой стол, а мы тебе самые родные люди!». Они обнялись, сжали кулаки, чтобы не показать слёз, и пошли в дом. В семье мы Николаев звали по отчеству, чтобы различать.
Первым женился Николай Михайлович. Жену звали Ольга. Они построили дом рядом с нами, на месте былого пепелища. А наш Коля женился немного позже, и жил вместе с нами. Его жену звали Фаина.
В 1961 году жителей деревни Рубрин переселили в деревню Велемичи. Всем им дали участки на одной улице. Улица называется Красноармейская, а вот местные жители часто называют её Мерлинской, от названия «Мерлинские хутора».
А Николай Михайлович и Николай Степанович очень дружили между собой, даже часто шутили, что мы родные братья с одинаковыми именами, поэтому и рядом живём.
Не любили они рассказывать про войну ничего, вот только Николай Степанович говорил своим внукам, когда те ленились:«Я до Берлина пешком дошёл, а ты ленишься…..».
Николай Степанович заслужил ордены Отечественной войны 1-ой и 2-ой степен. А Николай Михайлович заслужил ордены Отечественной войны первой степени.
Все братья были работящими людьми. У каждого была большая семья, много детей. К сожалению, мой прадедушка Паша умер очень молодым, оставив после себя вдову Степаниду и двух сыновей: Колю и Ваню.
У Николая Михайловича было восемь детей. Работал он в сельском хозяйстве. Умер в 1987 году. Сейчас дом Николая и Ольги стоит пустой. За огородом ухаживает их дочь Валентина.
У Николая Степановича было четверо детей. Долгое время работал лесником, был бригадиром полеводческой бригады. Умер 26 февраля 2007 года. В его доме живёт младший сын Владимир с женой.
Я горжусь своими предками за мужество, героизм, отвагу, человечность, отзывчивость! Если бы не они, то у нас не было бы будущего! Каждый раз, когда бываю на местных кладбищах, навещаю их могилки и в мыслях говорю: «СПАСИБО!»
Кожановский Николай Михайлович
Кожановский Николай Степанович