Межведомственный информационно-образовательный проект
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Общие положения
Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 №200.
Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.
Обоснование и актуальность проекта
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа – территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально – технических ресурсов.
Задачи:
формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
педагогами учреждения применять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
- Функции медицинской службы:проведение диспансеризации обучающихся;
медосмотр обучающихся, определение уровня физического здоровья; пульсометрия; выявление учащихся специальной медицинской группы.
- Функции администрации:общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении; организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях; организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью; обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул; разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль; организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль; организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей; организация и контроль работы социально-психологической службы учреждения.
- Функции классного руководителя, воспитателя группы продленного дня:
Санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении; организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями; организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами; организация и проведение:
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Участники проекта:
педагоги учреждения, классные руководители, представители учреждения здравоохранения, библиотекарь, члены первичной организации «БРПО», родители, законные представители учащихся, учащиеся.
Сроки реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный (2024/2025 учебный год, август – сентябрь)
- Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
- Подготовка программно – методического обеспечения.
- Психолого – педагогическая подготовка кадрового состава.
- Ознакомление родителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья»
- Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями района для реализации проекта «Школа – территория здоровья»
Второй этап: Практический (2024/2025 учебный год, сентябрь – июнь). Реализация проекта «Школа – территория здоровья»
- Проведение заседаний Методического совета учреждения;
- Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
- Создание методической копилки опыта;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально – психологического климата в учреждении;
- Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
- Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
- Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2024/2025 учебный год, апрель)
- Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
- Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
- Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
- Обсуждение итогов реализации проекта«Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
- Публикации, распространение опыта.
Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. |
знание основ строения и функционирования организма человека; знание изменений в организме человека в пубертатный период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного труда. |
стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда. |
Ожидаемые результаты:
- снижение показателей заболеваемости детей;
- стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям;
- повышение качества и уровня обучения школьников;
- повышение уровня воспитанности детей и подростков;
- полученные в школе знания о здоровом образе жизни позволят ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ;
- учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ;
- учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
Базовыми компонентами на всех ступенях являются:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией проекта
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
Основные направления деятельности проекта
Медицинское направление предполагает создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток; гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня; четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения; планомерная организация питания учащихся; проведение обязательного медицинского обследования.
Просветительское направление предполагает организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).
Психолого-педагогическое направление предполагает использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности; предупреждение проблем развития ребенка; обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; совершенствование психолого – медико – педагогической деятельности; организация психолого – медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно – оздоровительное направление предполагает организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся; режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания; здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Реализация основных направлений программы
- Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
- Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
- Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
- Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
- Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
- Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью: проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
- Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
- Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Формы работы
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт;
определение группы здоровья;
учет посещаемости занятий;
контроль санитарно – гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
организация работы спортивных секций, кружков;
динамические паузы;
индивидуальные занятия;
организация спортивных перемен;
дни здоровья;
физкультминутки для учащихся;
организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, ОБЖ;
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности; спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
1. Организация образовательного процесса. Режим работы учреждения |
|||||
1.1. |
Расписание учебных, факультативных занятий. Оптимальная организация учебного дня и недели с учетом возможных нагрузок для обучающихся различных возрастных групп |
сентябрь январь |
заместитель директора по учебной работе |
||
1.2. |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
сентябрь, январь |
руководители методических объединений, заместитель директора по ВР |
||
1.3. |
Организация индивидуальных занятий с детьми на дому |
в течение года сентябрь |
зам. директора по учебной работе |
||
1.4. |
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни, через учебные предметы (ОБЖ, физическая культура и здоровье, биология, химия, история, литература, география и др.) |
по учебным программам в течение года |
педагоги |
||
1.5. |
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания школьников |
постоянно |
зам. директора по учебной работе, педагоги |
||
1.6. |
Преподавание учебного материала с учетом возрастных особенностей учащегося и отклонений в здоровье |
постоянно |
зам. директора по учебной работе, педагоги |
||
1.7. |
Организация работы логопедической службы с учащимся 1 класса |
сентябрь |
учитель- дефектолог |
||
1.8. |
Создание условий и обеспечение материально- технической базы для проведения уроков физической культуры и здоровья |
постоянно |
директор, заместитель директора по хозяйственной работе |
||
1.9. |
Введение сменной обуви |
постоянно |
классные руководители |
||
1.10. |
Мониторинг здоровья детей |
постоянно |
медицинские работники |
||
1.11. |
Медицинское обследование учащихся призывного возраста |
по срокам военкомата |
медицинские работники, учитель допризывной подготовки |
||
1.12. |
Организация в режиме учебного дня: правильное размещение учащихся при посадке; гимнастика до уроков (1-4 классы); физкультминутка на уроках (1-11 классы); гимнастика для глаз на каждом уроке; режим проветривания; динамические паузы между уроками |
ежедневно постоянно |
учителя, классные руководители
|
||
1.13. |
Просветительская деятельность и пропаганда по вопросам охраны и сбережения здоровья: через проведение уроков по ОБЖ; проведение классных часов, бесед, круглых столов и др. по вопросам сохранения здоровья; привлечение учащихся к исследовательской работе по вопросам экологии окружающей среды и здоровья; работа лекторской группы по вопросам здорового образа жизни |
по плану |
педагоги, классные руководители, педагог соц., районные медицинские и просветительские службы |
||
2. Контроль за учебной нагрузкой |
|||||
2.1. |
Рациональное распределение контрольных работ |
график |
заместитель директора по учебной работе |
||
2.2. |
Контроль за дозировкой домашнего задания |
по плану самоконт роля |
заместитель директора по учебной работе |
||
2.3. |
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий |
постоянно |
заместитель директора по учебной работе |
||
3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения обучающихся охраны их здоровья |
|||||
3.1. |
Выполнение санитарно-гигиенических норм к условиям обучения в здании учреждения |
постоянно |
заместитель директора по хоз. работе |
||
3.2. |
Разработка нормативных правовых документов по охране здоровья в кабинетах с повышенной пожароопасностью и травмоопасностью (коррективы) |
сентябрь, в течение года по необходимости |
заместитель директора по учебной работе, зав.кабинета ми |
||
3.3. |
Создание условий на территории учреждения для учебных занятий и отдыха |
постоянно |
заместитель директора по хоз. работе |
||
3.4. |
Обеспечение светового и теплового режима в учреждении |
постоянно |
заместитель директора по хоз. работе |
||
3.5. |
Своевременный инструктаж по охране труда и соблюдению требований санитарно-гигиенических норм работников учреждения и учащихся |
регулярно |
ответственные лица |
||
4. Медицинское обслуживание |
|||||
4.1. |
Сбор информации о состоянии здоровья детей |
сентябрь |
медицинские работники |
||
4.2. |
Плановые медицинские осмотры, прививки обучающихся |
по плану |
медицинские работники |
||
4.3. |
Прохождение медицинских обследований работниками учреждения |
по графику |
работники учреждения |
||
4.4. |
Установление специального режима в период эпидемии |
в период эпидемий |
кл. рук., заместители директора |
||
4.5. |
Оказание первой доврачебной помощи ребенку |
по необходим. |
медицинские работники |
||
4.6. |
Работа по подготовке и проведению Дней здоровья, спортивно-оздоровительных мероприятий |
по плану работы |
заместитель директора по ВР |
||
4.7. |
Проведение Дней здоровья |
по плану |
кл. рук., учителя физической культуры и здоровья |
||
4.8. |
Работа по подготовке к оздоровлению обучающихся в каникулярный период |
в течение года по плану |
заместитель директора по ВР |
||
4.9. |
Участие в работе медико-психолого-педагогических консилиумах, педсоветах, совещаниях |
по плану работы |
медицинские работники |
||
4.10 |
Анализ состояния здоровья обучающихся; подготовка листов здоровья |
по плану работы |
медицинские работники |
||
4.11 |
Контроль за состоянием здоровья учащихся после болезни (наличие справки от врача) |
постоянно |
кл. рук., медицинские работники |
||
4.12 |
Просвещение участников образовательного процесса |
по плану работы |
медицинские работники |
||
5. Работа психолого-педагогической и социальной службы |
|||||
5.1. |
Психолого-педагогические семинары |
по плану работы |
педагог-психолог |
||
5.2. |
Диагностическая деятельность по различным направлениям охраны психического и физического здоровья обучающихся |
в течение года |
педагог- психолог |
||
5.3. |
Социальная поддержка малообеспеченных и нуждающихся семей |
постоянно по плану педагога соц. |
педагог социальный |
||
5.4. |
Адаптация учащихся I классов к школе, V классов – ко II ступени, X классов – к обучению в старшем звене |
октябрь ноябрь |
заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог |
||
5.5. |
Работа по формированию социально- психологического климата в классных коллективах, в педагогическом коллективе, среди родительской общественности |
постоянно |
педагог- психолог |
||
5.6. |
Формирование корректного этичного отношения к личности ребенка и его здоровью |
постоянно |
кл. рук., педагоги |
||
5.7. |
Ознакомление педагогов и родителей с физиологическими и психологическими особенностями здоровья детей и подростков |
по запросу |
педагог- психолог |
||
6. Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||||
6.1. |
Обеспечение столовой оборудованием и мебелью |
июнь-август |
зам. директора по хоз. работе |
||
6.2. |
Организация бесплатного питания |
по плану |
заместитель директора по ВР, кл. рук. |
||
6.3. |
Выполнение распорядка питания согласно режиму |
постоянно |
медицинский работник |
||
6.4. |
Охват горячим питанием школьников |
постоянно |
кл. рук. |
||
6.5. |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
ежедневно |
ответственные за организацию питания |
||
7. Организация внеурочной воспитательной работы |
|||||
7.1. |
Организация рациональной досуговой и внеурочной деятельности во второй половине дня, в шестой школьный день |
сентябрь, январь |
зам. директора по ВР |
||
7.2. |
Туристско-краеведческая деятельность |
по плану работы |
педагоги |
||
7.3. |
Просветительская деятельность |
|
зам.директора |
||
классные часы, беседы; наглядная агитация |
кл. руководители |
||||
встречи с врачами-специалистами; |
медицинский работник |
||||
8. Спортивно-оздоровительная работа |
|||||
8.1. |
Пропаганда и обучение приемам сохранения здоровья на занятиях ОБЖ и физической культуры и здоровья |
в течение года |
учителя физической культуры и здоровья, ОБЖ |
||
8.2. |
Охват учащихся внеклассной спортивно- массовой работой |
сентябрь |
учителя физической культуры и здоровья |
||
8.3. |
Организация внеурочных спортивных мероприятий (Дни здоровья, соревнования, походы) |
по плану |
учителя физической культуры и здоровья |
||
8.4. |
Работа спортивных секций, занятий дополнительного образования на базе учреждений |
по плану работы |
учителя физической культуры и здоровья |
||
8.5. |
Организация летнего оздоровительного отдыха школьников |
апрель - июнь |
зам. директора по ВР, нач. лагеря |
||
9. Контроль за состоянием здоровья обучающихся |
|||||
9.1. |
Статистические данные по состоянию здоровья обучающихся |
в течение года |
медицинский работник |
||
9.2. |
Анализ воспитательной работы |
в течение года
|
зам. директора по ВР, педагог соц., кл. рук.
|
||
по профилактике злоупотребления ПАВ; |
|||||
по спортивно-оздоровительной работе; |
|||||
по туристско-краеведческой деятельности; |
|||||
по развитию движения за здоровый образ жизни; |
|||||
по просветительской деятельности за здоровый образ жизни; |
|||||
9.3. |
Анализ работы социально-педагогической и психологической службы |
по каждому полугодию |
педагог соц. |
||
9.4. |
Мониторинг охвата учащихся горячим питанием |
в течение года |
отв. за организацию питания |
||
9.5. |
Организация работы по введению сменной обуви |
в течение года |
кл. руководители |
||
9.6. |
Анализ режима работы учреждения и учебной нагрузки учащихся |
согласно плану самоконтроля |
зам. директора по учебной работе |
||
9.7. |
Статистика социального статуса родителей и учащихся, оказание необходимой помощи |
в течение года |
педагог соц. |
||
9.8. |
Анализ работы педагогического коллектива по плану реализации программы по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи; |
май-июнь |
зам. директора по ВР |
||
9.9. |
Психолого-педагогические консилиумы |
в течение года |
заместители директора по учебной и воспитат. работе |
||
9.10 |
Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся на совещаниях |
по плану работы |
директор, заместители директора |
||
9.11 |
Обсуждение вопросов охраны здоровья обучающихся с родителями |
по плану работы с родителями |
кл. руководители |
||
9.12 |
Работа школьной социальной службы по охране здоровья школьников |
по плану работы |
педагог соц. |
||
9.13 |
Контроль за соблюдением ТБ, ППБ, санитарно- гигиенических норм и требований в учреждении |
постоянно |
заместители директора |