Ученикам

«Психологическая подготовка к экзаменам выпускников школ»

«Психологическая подготовка к экзаменам выпускников школ»

          На современном этапе подготовка к экзаменам выпускников школ начинается очень рано, так как после новогодних праздников не за горами пробники.

Каждый из старшеклассников прекрасно знает, что нужно усиленно повторять изученный материал, читать учебную литературу, ходить для подготовки к репетиторам. пр этом немногие из выпускников придают значение психологической подготовке к экзаменам и аттестационным работам, а ведь она чрезвычайно важна для успешной сдачи. Сегодня мы поговорим о том, как психологически подготовить ребенка (и подготовиться самому) к успешной сдаче любого экзамена.

          Психологи говорят, что наши чувства и эмоции зависят не от того, что с нами происходит, а от того, как мы к этому относимся. Если ситуацию нельзя изменить, нужно к ней приспособиться. Выпускной экзамен – это лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых ещё предстоит пройти.

          Поэтому сложившуюся ситуацию необходимо использовать с пользой для себя, а период самоизоляции необходимо рассматривать как возможность более качественно подготовиться к экзаменам. Ведь никто из бывших выпускников не получал дополнительного времени на подготовку. А современные возможности интернета (экспресс-курсы, видеоуроки, тесты и задания с автопроверкой, решения и ответы, онлайн преподаватели) помогают подготовиться к экзаменам не хуже, чем уроки и дополнительные занятия в школе. Главное – задаться целью хорошо подготовиться и приложить к этому волевые усилия и самоорганизацию.

          А теперь рассмотрим, из чего же состоит готовность к экзаменам. Она включает в себя следующие составляющие: педагогическую готовность, процессуальную готовность и психологическую готовность.

          Педагогическая готовность подразумевает наличие знаний, умений и навыков (далее ЗУН) по учебным предметам. Например, по орфографии находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и др., по алгебре вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы и др. Эти ЗУН обучающиеся получают и закрепляют во время учебного процесса. А возможность повторить их есть как на дополнительных занятиях в школе, так и в режиме видеоуроков, находясь на дистанционном обучении.

          Процессуальная готовность включает в себя опыт, необходимый для прохождения процедуры итоговой аттестации. Этот опыт выпускник получает при участии в пробных экзаменах. Полученный опыт формирует у старшеклассника представление о процедуре проведения ЕГЭ, правилах, условиях экзамена, требованиях к заполнению бланков, типах предметных заданий и др. Старшеклассники тренируются заполнять бланки, работать с контрольными измерительными материалами. Также здесь важно принятие обучающимися правил и требований ЕГЭ, что позволяет более эмоционально спокойно относиться к экзаменам и их процедуре проведения.

          Психологическая готовность заключает в себе наличие хороших когнитивных способностей, сформированность умения самостоятельно и сосредоточенно работать с материалом, планировать своё время, выбирать индивидуальную стратегию решения заданий, а также присутствие хорошей стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности у выпускников, отсутствие высокой тревожности.

          Когнитивные способности, способности к самоорганизации формируются на протяжении всего обучения в школе, при условии добросовестного отношения к учебной деятельности и постоянной умственной нагрузке с учетом возраста детей. Поэтому если умственным трудом заниматься систематически и последовательно (выполнять домашние задания, не пропускать без уважительной причины школу, участвовать в различных предметных олимпиадах, конкурсах), то хорошее развитие когнитивных способностей и самоорганизации обеспечено.

          Положительное отношение к процессу сдачи экзаменов, стрессоустойчивость можно формировать в период подготовки к ЕГЭ.

          Сегодня мы более подробно остановимся на формировании стрессоустойчивости, так как она обеспечивает эмоциональную стабильность в период подготовки и проведения экзаменов.

          Под стрессоустойчивостью понимается совокупность качеств личности, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психологические расстройства. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности.

          Простыми словами, стрессоустойчивость - это способность человека легко, без вреда для организма переносить стресс и справляться с трудностями.

          Существует три группы способов развития стрессоустойчивости.

  1. Физиологические – соблюдение режимных моментов, правильная организация режима умственного труда и отдыха, полноценный сон, закаливание, дыхательные техники, физические нагрузки (спорт), физиотерапия.
  2. Психологические – аутотренинги (формирование позитивных установок), медитация, тренинги уверенности, техники саморегуляции и самоконтроля эмоций.
  3. Биохимические – витаминотерапия, правильное питание.

Физиологические способы

          В период подготовки к экзаменам очень важно правильно распределять режимные моменты, режим оберегает и сохраняет нервную систему. Полноценный сон дает возможность восстановиться нервной системе, уложить в блоки памяти ту информацию, которая накопилась за день. Для полноценного восстановления после интенсивных умственных нагрузках выпускнику необходимо спать 8-9 часов.

          Правильная организация режима умственного труда и отдыха помогает лучшему усвоению учебного материала. Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и работоспособность ослабевают, если долго, без перерывов заниматься умственной работой. Поэтому необходимо менять умственную деятельность на физическую активность. Не бойтесь ели ваш ребёнок будет отвлекаться от подготовки на непродолжительные физминутки или занятия спортом. Оптимально делать 10-15 минутные динамические паузы после 40-50 умственной работы.

          Чтобы хорошо запомнить учебный материал, очень важно распределять его повторение по времени. Психологи рекомендуют повторять необходимую для запоминания информацию сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

          Полезно воспроизводить материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места. Вместе с тем, повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Такой способ обеспечит запоминание необходимой информации надолго.

          Для того чтобы подготовить организм к интенсивным нагрузкам, можно использовать закаливания. Закаливание организма - это процедуры, задачей которых является укрепление иммунной системы организма. Безопасно для здоровья можно осуществлять закаливания, используя следующие средства: контрастный душ, холодный душ, обливание, обтирание, хождение босиком, закаливание воздухом.

Психологические способы

          Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена старшекласснику помогут методы саморегуляции. Простые методы саморегуляции основаны на использовании волевых усилий и способов переключения внимания. Например, когда дети начинают испытывать психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряют самоконтроль, им надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

-сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;

-выйти из комнаты, где ребёнок готовится к экзамену, или переместиться в другую ее часть;

-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

-опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;

-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость и т.п.

          Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, – это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Они базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслабление), концентрации, визуализации и самовнушении.

          Основной способ саморегуляции – самовнушение, оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); утверждение должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы без использования частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение. Например, «Я спокоен!», «Я все хорошо запоминаю!», «У меня все получится!» и др.

          Для развития саморегуляции подростку можно использовать также техники дыхания.

Например, «Ровное дыхание (Самавритти)».

          Сядьте в удобную позу, держите спину прямо. Начните вдыхать, про себя считая до четырёх, потом сделайте короткую паузу. После этого выдыхайте, также считая до четырёх. Всё время дышите через нос. Если хотите усложнить практику, попробуйте считать до шести или восьми. Следите, чтобы все три составляющие (вдох, пауза, выдох) были одной длины.

          Выполнять данную технику можно в любом месте и в любое время. Техника успокаивает нервную систему и снижает стресс. Лучше практиковать её перед тем, как лечь спать. Особенно если ребенок из тех, кому вечером трудно избавиться от мыслей о предстоящих экзаменах, других проблемах.

Биохимические способы формирования стрессоустойчивости

          Для укрепления центральной нервной системы во время интенсивных нагрузок очень важно правильное питание. В число пищевых компонентов, которые нужно употреблять, чтобы успокоить и укрепить психику, входят продукты преимущественно растительного происхождения. Они содержат множество полезных веществ и благотворно воздействуют на состояние нервной системы. К ним относят: морепродукты (ламинария и йодированная соль); гранат; орехи; цитрусовые; фасоль и другие бобовые; бананы; продукты из цельных зерен (овсянка, гречка, перловые крупы); травяные чаи; овощи; обычная вода.

          Чтобы оздоровить психику, в течение 2 недель нужно придерживаться следующего меню. В зависимости от вкусовых предпочтений меню можно варьировать, исключая вредные продукты (чипсы, кириешки, колу и др.).

Завтрак.

          Можно приготовить салат из свежих овощей или фруктов, ламинарии, выпить стакан натурального сока. Полезны в это время орехи без соли и сахара — не больше 1 горсти в день.

Обед.

          Рекомендуется есть овощные блюда, приготовленные на пару, бобовые, морепродукты. Запивать еду можно травяными чаями или чистой водой.

Ужин.

          Блюдо должно быть максимально легким, и его необходимо употребить минимум за 3 часа до сна, чтобы организм ночью отдыхал. Например, подойдет овощное рагу.

Перед сном.

          За 1,5 часа до сна рекомендуется выпить чашку успокаивающего чая.

          Во время подготовки к экзаменам, для поддержания нервной системы и адаптационных способностей организма необходимо принимать магний и витамины группы В. Обусловлено это тем, что во время длительного нервного напряжения, стресса названный микроэлемент и витамины в организме быстро разрушаются, что приводит к их дефициту. Поэтому в период подготовки можно принимать поливитамины, усиленные витаминами группы В и магнием с учетом возрастной дозировки (при необходимости, необходимо проконсультироваться у врача-невролога).

          Таким образом, используя наши рекомендации, выпускник лучше подготовится к выпускным экзаменам, сформирует у своего организма стрессоустойчивость и положительно настроит себя на предстоящие выпускные испытания.

свернуть

БУЛЛИНГ. КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЯ ТРАВЯТ

БУЛЛИНГ. КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЯ ТРАВЯТ.

Не для всех детей школа — это хорошие и добрые воспоминания. Когда ребенок сталкивается с жестокостью и травлей одноклассников, это наносит порой непоправимый урон психическому здоровью. Но бывает сложно отличить самый настоящий буллинг от недопонимания в коллективе.

Как же понять, что ты стал жертвой травли и все нападки со стороны сверстников — не просто временное осложнение отношений или единичный конфликт? Советы от психологов Городского психолого-педагогического центра:

  1. Одноклассник (один или несколько) демонстративно не общается с тобой, игнорирует твои слова, просьбы, вопросы. Это происходит не один или несколько раз, а случается постоянно, и любые твои попытки прояснить ситуацию, помириться не приводят к успеху.

 

  1. Кто-то за твоей спиной распускает о тебе сплетни, порочащие твое имя. При этом ты точно знаешь, что не делал того, в чем тебя обвиняют, но, чем больше ты будешь пытаться доказывать свою невиновность, тем активнее другие будут пытаться «очернить» тебя в глазах окружающих.

 

  1. Кто-то из ребят (может быть, даже твой «друг») ежедневно, при любом удобном случае, прилюдно обзывает тебя или ставит в неловкую ситуацию. При этом явных причин для ссор и конфликтов нет, к тебе просто придираются, даже когда ты ведешь себя дружелюбно.

 

  1. У тебя в социальных сетях регулярно появляются «грубые», негативные комментарии, множество дизлайков. При этом твои попытки заблокировать обидчиков приводят к тому, что на тебя обрушивается еще больше негатива от подписчиков с неизвестных тебе адресов.

 

  1. Кто-то из твоих одноклассников или ребят постарше практически каждый раз при встрече угрожает тебе, толкает, а может, и делает тебе больно. При этом любые твои попытки мирно решить ситуацию не приводят к успеху.

 

  1. Твой обидчик может без спроса брать у тебя вещи, нарочно на твоих глазах портить и ломать их или просто забирать себе. Любые твои просьбы вернуть твою вещь вызывают лишь веселье у обидчика.
  2. Ты начинаешь бояться встречи с теми, кто тебя обижает, пытаешься избегать мест, где можешь с ними встретиться.

Все вышеперечисленные события происходят в присутствии других ребят (одноклассников или знакомых), которые либо молча наблюдают, либо поддерживают происходящее.

свернуть

«Как вы думаете, почему с некоторыми детьми не хотят дружить?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как вы думаете, почему с некоторыми детьми не хотят дружить?»

Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.

Никто не хочет дружить с ЯБЕДАМИ, ЖАДИНАМИ, ЗЛЮКАМИ, С ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫМИ НЫТИКАМИ, С ВРЕДИНАМИ, С ГРЯЗНУЛЯМИ и С ВООБРАЖАЛАМИ.

Что делать, если с тобой НИКТО НЕ ДРУЖИТ

 Если все это не про тебя, а с друзьями все равно плоховато, возможно, ты допускаешь одну из четырех ошибок.

Ошибка 1. ДУМАТЬ, ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

У неспортивных, у тугодумов, у лопоухих, у бедняков, у двоечников - у всех бывают друзья, да ещё какие! самые верные, самые весёлые.

И наоборот, у всяких там «звёзд» часто близких друзей не бывает.

Поэтому если ты не «звезда», а обычный человек, да ещё и с недостатками, - это ХОРОШАЯ НОВОСТЬ. Ведь большинство людей в этом похожи на тебя. А похожим подружиться легче!

Ошибка 2. ДАЖЕ НЕ ПЫТАТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ

Некоторые дети, которым трудно подружиться со сверстниками, решают вообще перестать общаться с ребятами. Сидят целыми днями за компьютером. Кажется, что компьютер очень удобный товарищ по играм. Не уйдёт никуда, делает всё, что велишь, всегда готов тебя развлечь, не спорит и не обижается. Можно пообщаться в чатах, где тебя никто не видит и не знает и потому не так страшно. Здорово! И проблемы нет никакой.

НО! Чем больше времени ты проводишь с компьютером вместо живых людей, тем труднее тебе будет научиться тому, что ты плохо умеешь: знакомиться, дружить, общаться. С каждым годом всё труднее. Зачем так запускать?

Не лучше ли прямо сейчас настроиться решительно, собраться с силами - и научиться общаться?

Ошибка 3. СЛИШКОМ СТАРАТЬСЯ

Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на всё, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на всё, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть в компании «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». Дружба - это отношения равных. Её невозможно выпросить. Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть в компании «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». Дружба - это отношения равных. Её невозможно выпросить.

И невозможно купить, угощая всех в Макдоналдсе. Успокойся. Твоя дружба никуда от тебя не уйдёт. Кто-то находит своих самых близких друзей в детском саду, а кто-то -только в институте. Это обязательно случится и с тобой, не сейчас, так завтра, не завтра, так через год.

Ошибка 4. «ПУСТЬ БУДЕТ ВСЁ, КАК Я ХОЧУ!»

У некоторых детей не получается с дружбой потому, что они не умеют общаться на равных. Всё время командуют. Предлагают играть только в то, что им самим интересно. Хотят, чтобы всегда было так, как они придумали. Чтобы друзья всегда хотели того же самого, что они сами. Чтобы слушали всё, что они рассказывают. Смеялись всегда, когда они шутят.

И ещё - чтобы во всех играх всегда только выигрывать. А если им не дают командовать, то обижаются и ссорятся или уходят. И им кажется, что никто их не понимает, и дружить с ними не хочет, и им просто не повезло, что достались такие одноклассники или соседи - глупые, скучные и противные.

Дружба - отношения равных.

Дружба - это когда хорошо всем, а не кому-то одному.

Ты хочешь, чтобы тебя услышали, - и другие тоже.

Ты любишь играть интересные роли - и другие тоже.

Тебе кажется, что ты здорово придумал - и другим тоже. Убедись, что ты не командуешь. Послушай, что предлагают другие ребята, это может быть интересно.

Научись не злиться из-за проигрышей - ведь это не чемпионат мира, а просто игра с друзьями!

 Исправляем ошибки

  1. С незнакомыми ребятами можно завязать контакт, угостив чем-нибудь вкусным - конфетами или жвачкой. Или вынеси во двор мяч, мыльные пузыри, цветной мел. Но помни! Покупать дружбу сладостями и подарками не надо!
  2. Рассказывай о себе и своих увлечениях ребятам. Как твой друг найдёт тебя, если о тебе никому ничего не известно? Приноси время от времени в школу что-то из своей коллекции, или интересную книгу, или фотографии с занятий в спортивной секции, а может быть, портрет любимой кошки. Среди ребят обязательно найдётся кто-то с похожими интересами.
  3. Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор, - спроси его о чём-нибудь, в чём он хорошо разбирается и чем увлечён. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться.
  4. Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут, чем он увлекается, где живёт, во что любит играть. Предложи обменяться номерами телефонов.
  5. Не стесняйся показать, что человек тебе интересен, но не навязывайся. И не расстраивайся, если ничего не выйдет. Значит, это ещё не твой настоящий друг.

Какие советы ребят вы запомнили?

свернуть

Как позитивно относиться к серьезным переменам в жизни

Как позитивно относиться к серьезным переменам в жизни.

Жизнь полна перемен, и иногда они могут быть серьезными и даже пугающими. Но вместо того, чтобы бояться и сопротивляться переменам, мы можем научиться позитивно относиться к ним и использовать их в свою пользу. В этой статье мы рассмотрим несколько способов, как позитивно встретить серьезные перемены в жизни.

1. Принимайте перемену как неотъемлемую часть жизни. Перемены - это естественный процесс, который происходит в нашей жизни. Вместо того, чтобы сопротивляться им, примите их как неотъемлемую часть вашего развития и роста. Помните, что переменные моменты могут привести к новым возможностям и опыту.

2. Изучайте новые навыки и знания. Серьезные перемены могут потребовать от нас новых навыков и знаний. Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что вы не знаете или не умеете, используйте эту возможность для саморазвития. Изучайте новые навыки, берите курсы, читайте книги. Это поможет вам адаптироваться к новым условиям и быть готовыми к переменам.

3. Находите позитивные стороны перемен. Даже если переменные моменты могут быть трудными и вызывают стресс, всегда есть позитивные стороны. Попробуйте найти их и сосредоточиться на них. Например, серьезная перемена может открыть новые возможности для карьерного роста или личного развития. Помните, что каждая перемена - это шанс на новый старт и рост.

4. Развивайте позитивное мышление. Позитивное мышление играет важную роль в позитивном отношении к переменам. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативных аспектах перемен, сосредоточьтесь на позитивных. Помните, что вы можете преодолеть любые трудности и адаптироваться к новым условиям. Верьте в свои силы и возможности.

5. Используйте поддержку окружающих. Время перемен может быть сложным, и важно иметь поддержку окружающих. Обратитесь к друзьям, семье или профессионалам, если вам нужна помощь или совет. Разделитесь с ними своими эмоциями и опасениями. Иметь поддержку окружающих поможет вам справиться с переменами и ощутить поддержку в этом процессе.

В заключение, серьезные перемены в жизни могут быть вызывающими и пугающими, но они также представляют собой возможность для роста и развития. Позитивное отношение к переменам поможет вам адаптироваться к новым условиям и использовать их в свою пользу. Используйте эти советы, чтобы встретить перемену с оптимизмом и открытостью, и вы обнаружите, что она может привести к новым возможностям и личному росту.

свернуть

Как научиться общаться лучше?

Как научиться общаться лучше?

Общительный  человек   смело шагает навстречу людям. Если у  тебя доброе сердце, чистая душа, пытливый  ум  и здоровая  любознательность  –  интересные  встречи  и  море  событий  обязательно произойдут. Общительность пополнит твой жизненный багаж новыми знакомствами и полезными делами. Возможно, деловые встречи покажутся тебе менее интересными и более скучными, но зачастую именно они приносят осознание собственной значимости. Разве ты бы открыл  в  себе   математические   способности  или,   например,   музыкальный дар, отказавшись ходить в школу. Ведь именно учитель, общаясь с тобой, выявляет твои способности, помогает развивать их. Также, огромное значение в жизни человека имеет общение с родителями. Разговаривай почаще  со  своими родителями, сообщай  им  новости  твоей  жизни. Старайся  не обманывать родителей. Тайное всё равно становится явным. Чаще всего родительский запрет оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено всё! Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, родители же волнуются.

         И  всё - таки  чаще, чем  со  взрослыми,  тебе  приходится  иметь  дело  со  своими ровесниками. Общение с ними составляет важнейшую часть твоей школьной жизни.Но всегда ли оно бывает радостным? Многое зависит от того, как ты умеешь строить свои отношения с ребятами.

         Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека

         Помни, каждый достоин уважения, так как он – человек.

         Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нём хорошее.

         Не замечай мелкие недостатки товарищей. Ты тоже не идеален.

         Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто- то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

         И последнее, старайся участвовать во всех делах класса, во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Как научиться общаться лучше?

         Научиться общаться лучше — вполне реально, это можно тренировать путем выполнения упражнений, так же, как тренируют мышцы тела. Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

         В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

  1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
  2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
  3. Вместо того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
  4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
  5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
  6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
  7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
  8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — ДРУГОЙ.
  9. Больше слушайте, чем говорите.
  • Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
  • Как указать человеку на ошибку, не обидив его? - узнайте, что он сам думает о своем поступке,          - начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),          - никогда не критикуйте человека при посторонних — это унижает его достоинство; лучше — один на один.

         Следующие упражнения помогут вам стать более раскованным, общительным, понимающим и изменят ваши отношения с другими людьми к лучшему:

         - Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку. Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.

         - Приглядывайтесь к окружающим вас людям, их лицам, походке, одежде, рукам, их дому, книгам и т.п., пытаясь определить их профессию, семейное положение, увлечения, интересы, характер, мысли и настроение в данный момент.

         - Попытайтесь изобразить различные эмоции на лице, поотгадывайте их на лицах товарищей.

         - Изобразите различные эмоциональные состояния людей ( «только что сдал экзамен на 5 (на 2)», «влюблен», «девочка в модном прикиде», «злая продавщица», ….). Отразите это без слов, жестами, выражением лица, действиями, походкой и т.п., пусть ваши друзья поотгадывают, что вы хотели изобразить.

         - Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. Затем обсудите, какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

         - Один человек-водящий закроет глаза, и пусть каждый подойдет и коснется его (просто или по-особенному). Пусть он по касанию определит, кто это был. Пообсуждайте, какую информацию может нести прикосновение, как по-разному можно это сделать.

         - Разыгрывайте различные ситуации общения и обсуждайте, как нужно в них поступать.

         - Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время, …). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить.

         - Попробуйте за 3 дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться.

         - В группе попробуйте за 5 минут переговорить с наибольшим количеством людей.

         - Учите наизусть анекдоты, тосты, шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом.

         - Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам, соревнования, представления. Там вы найдете много друзей и не будете скучать, у вас будет о чем рассказать.

         - Читайте книги по психологии общения и применяйте в жизни полученные знания.

свернуть

Как правильно общаться с родителями?

Как правильно общаться с родителями?

          Попробуй представить себе следующую картину: ты лежишь с высокой температурой, а мама ухаживает за тобой. Приятно ведь, не так ли? Однако это одна сторона медали. Случается, что родительская забота становится излишней и выдержать ее достаточно сложно. Чего только стоят предостережения, а то и запреты: «Это тебе еще рано», «Ты туда не пойдешь» и т. д. Сам-то ты понимаешь, что уже не ребенок, но вот родители никак не хотят или не могут этого понять. Как же вести себя в такой ситуации? Есть несколько вариантов мирного решения сложившегося непонимания.

         Просто поговори с родителями. Этот вариант не самый трудный, однако многие ребята просто забывают о нем или считают его не слишком эффективным. Самое сложное в этом случае — не перегнуть палку и не поругаться с родителями, так как результат такого разговора, сам понимаешь, будет прямо противоположный ожидаемому. Просто сядь и поговори с ними, вместе найдите пути, по которым можно выйти из такой ситуации. Не исключено, что ты встретишь понимание со стороны твоих родных, и вы сможете найти правильный выход из сложившегося положения.

         Если разговоры не помогают, попробуй своими действиями показать родителям, что ты уже вышел из детского возраста и стал вполне самостоятельным, достаточно взрослым молодым человеком. Начинать необходимо с чего-нибудь небольшого. Например, приберись в своей комнате, вымой посуду или помоги чем-нибудь по дому своему отцу.

         Согласись, если ты не можешь сам о себе позаботиться хотя бы в течение одного дня, но при этом утверждаешь, что взрослый, со стороны это будет выглядеть, как минимум, нелепо, а то и смешно.

         Попробуй также найти себе какую-нибудь работу. Ты покажешь родителям, что уже вырос, а также сумеешь заработать на свои расходы немного денег. Однако эта работа не должна мешать учебе, поэтому лучше всего выбирать что-нибудь с гибким графиком или же найти работу на дому. После того как ты начнешь зарабатывать, ты и сам почувствуешь себя взрослее, да и родители станут относиться к тебе к равному.

         Если первые два метода не помогли, попробуй изменить что-нибудь в своем поведении. Возьми за правило мыть за собой посуду, убирать свою комнату без напоминаний об этом. Здесь самое главное — осознать, что это нужно тебе. Все твои действия должны быть естественными. Если они будут выглядеть как одолжение кому-то, то проку с этого не будет.

         Если ни один из этих способов не помог, у тебя остается только один выход — смириться с таким отношением. Ведь родители они на то и родители, чтобы всегда заботиться о своих детях. Вспомни, наверняка твоя бабушка заставляет твоего отца надеть теплую вещь, когда на улице прохладно. И это несмотря на то, что он давно уже взрослый человек и отец. Поэтому, когда мама просит тебя позвонить, если ты вдруг где-нибудь задержишься — выполни эту просьбу, так как она переживает и волнуется за тебя. И это вполне естественно.

         ТВОЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

         Несмотря на то что ты достаточно молод, у тебя тоже есть свои права. Одно из них — право на неприкосновенность частной жизни. Между прочим, в редкой школе это право прописано в уставе. Это лишний раз говорит о том, что твои права нарушаются, однако это не означает, что ты не можешь воспользоваться этим правом. Учитель, равно как и твои одноклассники, не могут прочитать записку, которую ты написал. Это будет нарушением твоих прав.

         КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ОТЧИМОМ ИЛИ МАЧЕХОЙ

         Если уж так случилось, что у тебя есть отчим или мачеха, то не стоит их бояться. Запомни, что главной проблемой, с которой они сталкиваются, — это попытка построить ваши отношения. Зачастую они вступают в такие отношения в весьма приподнятом отношении и с большими надеждами. Однако добиться взаимопонимания удается далеко не всегда. Очень часто в этом виноваты сами дети, так как не каждый ребенок способен правильно среагировать на появление в семье нового человека, несмотря на то, что он проявляет к нему самое искреннее участие.

         Случается даже такое, что увидев холодность или отторжение со стороны ребенка, отчим или мачеха тут же бросают все попытки установить контакт и начинают держаться подальше от пасынка.

         В такой ситуации в чем-то неправ и сам ребенок. Хотя его тоже можно понять. Ведь он испытывает сразу два потрясения: развод родителей и новый брак одного или сразу обоих из них. Дети, чьи родители развелись, продолжают втайне надеяться на то, что родители вновь будут жить вместе, как и прежде, и семья снова станет той, какой они ее помнят. Такие надежды полностью разрушаются, когда один из родителей, а то и сразу оба вступают в брак.

         Зачастую дети принимают на себя весь комплекс вины, связанный с разводом родителей, хотя, как правило, здесь они совершенно ни причем. Наладить отношения с мачехой ребенку значительно труднее, чем с отчимом. Дело в том, что в обществе укрепилось мнение, что мужчина, который взял на себя ответственность за воспитание чужих детей, поступает очень благородно. При этом отношение к мачехе как среди детей, так и среди остальных членов общества остается негативным.

         Именно такой факт может заставить женщину попытаться любыми методами подружиться с ребенком. При этом не исключено, что ребенок это почувствует и начнет использовать в своих интересах.

         Если ты попал в похожую ситуацию, не следует так поступать. Начнем с того, что это попросту низко, кроме того, попробуй понять, что чувствует тот человек, который пытается если не заменить тебе одного из родителей, то хотя бы просто стать другом.

         Если у твоей мачехи есть свой ребенок, то он стопроцентно почувствует, что основное внимание его мамы направлено на тебя, и будет чувствовать себя лишним. Можешь как-нибудь тактично намекнуть мачехе, что у нее есть и свой ребенок, которому также нужно внимание и забота. Если же внимание мачехи к своему ребенку не изменится, несмотря ни на что, то это покажет ее с положительной стороны. Ты и сам заметишь, что тебя начинает тянуть к ней.

         Случается даже и такое, что детям после того, как их родители разошлись, становится только легче. Это случается, когда в доме были ссоры. Бывает в жизни и такое, что ты даже будешь рад тому, что у тебя появился другой папа.

         Не исключен и такой вариант развития событий: ты признаешь нового человека в своем доме, начнешь относиться к нему с уважением. Если ты прожил без отца какое-то время, то наверняка избаловался вниманием своей мамы. После появления в доме нового человека будет вполне естественно, что не все внимание мамы будет уделено тебе.

         Постарайся это правильно понять и не ревновать, так как это может крайне отрицательно сказаться как на твоих отношениях с новым родителем, так и на отношениях между взрослыми. Навряд ли тебе захочется портить отношения в своей семье, когда они только-только наладились

свернуть

Получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов

 «Что делать, если…»

Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашей сегодняшней беседы: «Что делать, если…». Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? Есть какие-то мысли, предположения?

-Вы, когда- нибудь, попадали в конфликтные ситуации? В какие? (ответы детей). - А поделитесь, что вы делаете в этом случае, как реагируете?

- Чем чаще всего это заканчивается?

-Значит какой вывод можно сделать? (отвечать агрессией на агрессию- это неправильно, это ни к чему хорошему не приведет)

-А значит надо учиться реагировать правильно, согласны?

-Вот об этом мы с вами и поговорим, о том, что же делать, и как себя вести в различных ситуациях. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, своё мнение. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Именно это иногда становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов. А конфликты, как вы уже сказали заканчиваются обычно не очень хорошо: взаимными оскорблениями и даже драками.

-Так что же делать, если тебя, например, дразнят?

-Скажите, пожалуйста, часто ли вы сталкиваетесь с тем, что вас дразнят?

-Какие чувства вы испытываете в этот момент?

- Как реагируете на обидные слова? Обзываете в ответ? К чему это приводит?

-Я расскажу вам, что надо делать в этой ситуации.

На самом деле обидчик выбирает  ГОТОВЫХ ОБИДЕТЬСЯГотовых расплакаться, покраснеть, убежать, пожаловаться учительнице или начать догонять обидчика, т.е тех, кто готов стать жертвой.

Весь смысл для обидчика в том, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ И ПРАВЫМ. Что необходимо делать тебе:

  1. НЕ ТЕРЯЙ ГОЛОВЫ! Главное - Не позволяй чувствам захлестнуть тебя: не обзывай в ответ, не дерись, не беги за обидчиком. Помни: всё дело не в тебе, не в том, какой ТЫ. Всё дело в обидчиках. Это ОНИ такие, что жить не могут, никого не обижая. Так при чём тут ты?

ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ЭТО ИГРА и победит тот, кто сумеет сдержаться и не вступить в спор и не начать драку. Посмотри с сожалением на своего обидчика: ну нет у него в жизни другой возможности почувствовать себя героем, он то думает, что сильный, смелый, раз может себе такое позволить. И если ты расстраиваешься, плачешь, злишься, начинаешь объяснять, что это всё не так, он – ВЫИГРАЛ ЭТУ ИГРУ! Не позволяй ему этого.

Если тебя дразнят, то НИКОГДА не надо:

o   СПОРИТЬ («Я СОВСЕМ НЕ ТОЛСТЫЙ, ПРОСТО КРУПНЫЙ»)

o   БРОСАТЬСЯ В ДРАКУ

o   ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО НЕ СЛЫШИШЬ, НО КРАСНЕТЬ И ПРЯТАТЬ ГЛАЗА

o   ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ («ТЫ САМ ЕЩЁ БОЛЬШЕ ДВОЕЧНИК! »)

o   ЖАЛОВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ

o   УБЕГАТЬ

o   ПЛАКАТЬ

o   ПЫТАТЬСЯ НЕПРЕМЕННО ВСЁ ЭТО ОСТАНОВИТЬ.

o   УГРОЖАТЬ («Я ВСЁ РАССКАЖУ УЧИТЕЛЬНИЦЕ!»)

 Конечно, поначалу сохранять спокойствие бывает нелегко, но этому можно научиться.

ВОТ ЧТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ ГОТОВЫМ.

  • Просто повторяй про себя: «Я тут ни при чём. Это нужно ИМ. Ну а МНЕ не нужно и неинтересно».
  • Попробуй представить себе, что ты смотришь на ситуацию со стороны, как в кино. Просто такое кино сняли - про то, какие бывают мальчишки вредные.
  • Представь, что это игра, в которую ты не хочешь и не будешь играть.

-А сейчас я предлагаю вам запомнить одно выражение, которое необходимо будет повторять в тот момент, когда вас дразнят:

УЛЫБНУТЬСЯ («я так рад, что вам весело!»)

ЗЕВНУТЬ («скучно-то как... что-нибудь новенькое бы, что ли, сказали... »)

ПЕРЕВЕСТИ ВНИМАНИЕ НА ОБИДЧИКОВ («да, я знаю, что тебе нравится так говорить»)

ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ («обзывайтесь на здоровье, раз вам от этого так хорошо!»)

Давайте попробуем обыграть ситуацию, когда вас обижают, но теперь вы уже не будете в ответ обидчику говорить обзывательства, а повторяйте одну из фраз. (Как правило, обзывающий максимум 2 раза говорит обидные слова, а услышав в ответ спокойным тоном:  «Я так рад, что вам весело!», теряет интерес и молчит.

          Поначалу обидчики могут ещё больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона. Кстати, настоящих обидчиков, тех, кто всё затевает, бывает мало. Может быть, один на весь класс или два. Остальные ребята присоединяются к ним просто так, не подумав.

свернуть

Профилактика стресса

Профилактика стресса

  1. Обращение за помощью ко взрослым.

Вы не должны справляться со всем в одиночку. Если у Вас слишком много обязанностей, Вы можете попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь Вам. Даже простой разговор по душам, о том, как у Вас много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

 

  1. Планирование.

Научитесь планировать свой день. Если Вам предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

 

  1. Отдых.

Научитесь находить время на отдых. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

 

  1. Анализ своих действий.

Если Вы потерпели в чем-то неудачу, научитесь извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя “Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать, и ничего у меня не получается”, Вы должны реально смотреть на вещи: “Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил”. Это поможет Вам в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

5.Сон и питание.

Вы должны знать: сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.

 

6.Избавление от негативных эмоций:

Можно посоветовать завести дневник, в котором Вы будете описывать свои чувства, тем самым материализуя их на бумагу, освобождаясь от них и понимая то, что за ними стояло.

А можно попытаться изобразить свои негативные эмоции с помощью красок, а потом этот рисунок уничтожить.

  1. Юмор – отличное средство борьбы со стрессом.Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и ослабить негативные чувства.

8.Приоритеты.

Когда ваш день представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научитесь из всей массы выделять самое главное и начинать с него.

 

9.Физические упражнения.

Спорт укрепляет ваш организм,  делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам.

Используя эти способы, вы сможете с легкостью преодолеть стресс.

Желаю удачи!!

свернуть

«ТВОИ ДРУЗЬЯ ЗАДУМАЛИ ПЛОХОЕ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «ТВОИ ДРУЗЬЯ ЗАДУМАЛИ ПЛОХОЕ"

Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.

 

Бывает иногда так: соберутся ребята вместе, и придёт им в голову МЫСЛЬ. Не то чтобы очень умная и оригинальная. Но увлекательная.

Например, такая мысль — с урока сбежать и пойти гулять. А то ужасно надоело учиться, а на улице солнышко.

Или звонить в двери соседей, а потом быстро убегать. Вот смешно они спрашивают «кто» да «что», а потом ругаются!

Или по телефону незнакомым людям звонить и прикалываться, вроде «Наберите скорее ванну воды, мы слона к вам ведём купать!». Обхохочешься!

Или девчонку, которая «достала», поймать на перемене и затолкнуть в мужской туалет. И не выпускать. Будет знать, как воображать из себя.

Или по телефону позвонить в полицию и сказать, что в школе бомба. И никакой контрольной.

Или кошку поймать и посмотреть, что будет, если ей усы отрезать. Правда ли, что она тогда по запаху колбасу от кирпича не отличит?

Или душить друг друга шарфиками, пока в глазах не потемнеет — интересно же, что чувствуешь, когда сознание теряешь?

Или стащить в магазине несколько шоколадок — если всё ловко провернуть, никто и не заметит!

В общем, какая-нибудь такая мысль. Так уж дети устроены, что подобные мысли к ним приходят обязательно. Хотя бы иногда.

ТРУДНОСТЬ ПЕРВАЯ

Как отговорить, если все уже хотят и уже сейчас побегут?

Это непросто. Конечно, если в компании тебя очень уважают, тогда легче. А если ты совсем не лидер? Или если ты в компании новичок? Тогда тебе помогут несколько приёмов.

ДЕЙСТВУЙ И ГОВОРИ РЕШИТЕЛЬНО.

Никаких «Ребята, а может, не надо? А давайте лучше не будем, а то мало ли что…». Не проси и не уговаривай. Скажи сразу и твёрдо: «Это не годится».

Приводи факты. Возможно, они просто не знают чего-то и если ты скажешь, что кошка без усов может погибнуть или что тех, кто «шутит» про бомбу, всегда находят и за это будут судить, ребята откажутся от своей идеи.

Не критикуй и не запугивай самих ребят.

Не надо говорить: «Вы что, с ума сошли?», или «Совсем дураки», или «Попадётесь — будете знать».

Говори о самой идее, покажи, чем она плоха.

Говори кратко и самую суть.

Например: «Это глупо и опасно» или «Это — насилие, и так обращаться с человеком нельзя».

Помоги им отказаться от задуманного, но при этом не чувствовать себя трусами, которые просто испугались.

Предложи другую идею. Что сделать вместо этого? Тоже интересное, необычное и весёлое. Новую игру, занятие, приключение. Или старую, но любимую.

Нельзя же просто остаться скучать, раз вы собрались вместе и полны сил и фантазии. Надо обязательно что-нибудь придумать! Если у тебя получилось — можешь по праву гордиться собой. У тебя есть задатки настоящего лидера!

Если нет — что ж, свою голову никому не приставишь.

Твёрдо скажи: «Это не для меня» — и просто уходи.

Пусть поступают как знают.

ТРУДНОСТЬ ВТОРАЯ

 Если отговорить не получилось — сказать ли взрослым?

Сложный вопрос.

Доносить и ябедничать нехорошо. Стыдно.  Но знать, что может случиться беда и даже не попытаться её предотвратить — тоже плохо. Ещё больше стыдно.

 Как же быть? Сказать или не сказать? Наверное, тут самое главное — грозит ли то, что задумали ребята, бедой? «Жизнь и здоровье прежде всего»? Так вот: есть ли опасность жизни и здоровью? Если нет, ябедничать не стоит.

 Сбегут с урока, получат двойки — их выбор, их дело.

Попробуют курить — ничего хорошего, но прямой, прямо сейчас, угрозы нет. Пусть сами решают, портить себе здоровье или нет.

Попадутся в магазине — ну что ж, хотели риска — получили, пусть узнают, что бывает, когда тебя ловят на краже. А бывает очень много всего такого, что им не понравится.

Каждый человек имеет право искать неприятности себе на голову и нести потом ответственность за свою глупость. Ты им сказал, что это плохо, и объяснил почему. Они сделали по-своему. Значит, так тому и быть.  Может быть, позже поумнеют.

Если ты знаешь, что компания собралась идти бить кого-то, все на одного, ты можешь это остановить, позвав учителя или охранника.

Если ты знаешь, что кто-то предлагает ребятам наркотики — ты можешь сказать учителю или родителям, и они примут меры.

Если ты знаешь, что твои друзья задумали что-то очень опасное — вроде того, чтобы стоять на рельсах или душить друг друга «понарошку», — ты можешь сказать взрослым, что происходит, и они прекратят это.

 ТРУДНОСТЬ ТРЕТЬЯ

Если я сам не хочу участвовать, а на меня давят? Все знают, как оно обычно бывает. Ты говоришь: «Вы как хотите, а я не буду, мне это всё не нравится». И начинается: «Слабак!», «Трус!», «Маменькин сынок!» или даже «Предатель!», «Ну и вали отсюда, ты нам больше не друг!» и всё такое. Это очень неприятно.

Да что там неприятно — просто ужасно. Когда твои же друзья тебя отталкивают. Когда они говорят: выбирай, сделать гадость вместе с нами или остаться «чистеньким, послушненьким», но без друзей.

Это называется «давление группы». Страшная штука. Даже взрослым трудно его выдерживать. А уж детям тем более. Если на тебя начинают давить, соблюдай несколько правил.

  1. Скажи о своём решении прямо и твёрдо.

Не придумывай отговорок, не говори: «Может быть, в другой раз, не сегодня». Любые попытки оправдываться усиливают давление. Ты не хочешь, и всё. Имеешь право. Твоя жизнь, твой выбор. Они тебе не родители, чтобы за тебя решать, что тебе можно и чего нельзя.

Кстати, ты можешь не только решать сам, но и менять своё решение в любой момент. Если даже сначала ты пошёл вместе со всеми, ты имеешь право сказать «нет» тогда, когда понял, что не хочешь продолжать.

  1. Если продолжают давить, включи «заевшую пластинку».

Просто спокойно повторяй «нет, я не хочу», пока не отстанут. Скажи: «Мне не трудно, я повторю столько раз, сколько нужно, чтобы вы услышали».

  1. Не помогает — начни давить сам:

«Почему вы меня заставляете? Вы мне кто — начальники? Я должен вас слушаться?» Только не переходи к обвинениям и обидным словам. Просто дай понять, что тобой командовать не получится.

Всё попробовал? Давление продолжается?

Самое время закончить разговор, развернуться и уйти. Кстати, очень возможно, что с тобой вместе уйдут ещё несколько человек, которым тоже не нравится эта затея, но не хватает твёрдости сказать «нет» вслух.

 Ты удивишься, но можно. И даже очень часто так и бывает.

Если:

— сами по себе твои приятели люди хорошие, потом они сообразят, что ты-то был прав и «мысль» была, прямо скажем, не такая чудесная, как казалось вначале;

— ты сам в других ситуациях был надёжным другом, не ябедничал, не подводил и не бросал в трудную минуту;

— ты обращался к взрослым, только чтобы предотвратить беду, а не чтобы «сдать» виновных;

- ты не будешь умничать, злорадствовать и говорить: «Ну, вот видите, я же предупреждал, а вы не послушали»;

— ты не будешь при взрослых подчёркивать, что ты-то этого не делал, и стараться хорошо выглядеть на фоне «хулиганов»;

— ты сможешь потом вести себя как ни в чём не бывало, не будешь шарахаться от друзей, заранее боясь, что тебя прогонят.

Скорее всего, ваша дружба восстановится, а твой авторитет только вырастет в глазах ребят. Если нет, то тебе пора поменять друзей.)

 Помните, что из любой ситуации есть выход, если вам трудно принять какое-то решение или вы попали в непростую ситуацию и не понимаете, что делать, рядом с вами всегда есть ваша классная мама, которой можно доверять, в школе работает для вас психолог к которой можно обратиться, а еще можно позвонить на детский телефон доверия, где вас выслушают и дадут совет.

 - Всем спасибо за внимание, надеюсь, что в сложной ситуации вы вспомните то, о чем мы сегодня говорили и воспользуетесь нашими советами.

свернуть

«Что делать, если тебя сильно обижают?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Что делать, если тебя сильно обижают?»

Цель: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.

 

- Здравствуйте, ребята! Тема нашей сегодняшней беседы: «Что делать, если…». Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? Есть какие-то мысли, предположения? Что делать, если тебя сильно обижают? - тема нашей сегодняшней беседы.

- Кто сталкивался с такой ситуацией? (ответы детей)

- Как вы поступали, что чувствовали?

ЕСЛИ ТЕБЯ СИЛЬНО ОБИЖАЮТ

  • ТЕБЕ СДЕЛАЛИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ БОЛЬНО,
  • НАМЕРЕННО СЛОМАЛИ ТВОЮ ВЕЩЬ,
  • ИСПОРТИЛИ ОДЕЖДУ,
  • ОТНЯЛИ ДЕНЬГИ,
  • ТЕМ БОЛЕЕ ЕСЛИ ТЕБЯ ПОРАНИЛИ

Это - «НАСИЛИЕ», оно ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ!!!

Возможно, всё случилось не нарочно. Увидев, что тебе больно, он извинится и вряд ли станет делать что-то подобное в будущем. Тогда это может остаться между вами.

Если же ты видишь, что тебе причинили боль намеренно и обидчик вовсе не жалеет о сделанном и не просит его извинить, значит, самое время ОБРАТИТЬСЯ К ВЗРОСЛЫМ.

Лучше всего сделать это как можно быстрее и в присутствии обидчика. Не кричи, не обвиняй и не говори жалобным голосом. Скажи по возможности спокойно:

«Я НЕ ЛЮБЛЮ ЖАЛОВАТЬСЯ, НО НЕ ЗНАЮ, КАК ЕЩЁ ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ.

ТО, ЧТО ОН ДЕЛАЕТ, - УЖЕ НЕ ИГРА. ЭТО ОПАСНО. МНЕ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ».

Скажи:

«Я НЕ ХОТЕЛ ГОВОРИТЬ ВЗРОСЛЫМ.

НО ТЫ НЕ ОСТАНОВИЛСЯ, И ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ БЫЛО. ТЕРПЕТЬ Я НЕ СТАНУ».

 Бывает, что хулиганы запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь - вообще убьём!». Те, кто обижает более слабых, обычно сами трусы. Поэтому достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьёзно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию. А самый лучший способ не попасть в такую ситуацию - это иметь хороших друзей и всегда ходить вместе с ними. Хулиганы обычно пристают к одиночкам.

ЗАПОМНИ: НАСИЛИЕ ЗАПРЕЩЕНО ЗАКОНОМ. НИКОМУ НЕЛЬЗЯ ТЕБЯ

  • БИТЬ, ГРУБО ХВАТАТЬ, ТРЯСТИ,
  • ОСКОРБЛЯТЬ ГРУБЫМИ СЛОВАМИ,
  • УНИЖАТЬ И ВЫСМЕИВАТЬ,
  • НЕ РАЗОБРАВШИСЬ, ОБВИНЯТЬ В ВОРОВСТВЕ ИЛИ ХУЛИГАНСТВЕ,
  • ПОРТИТЬ, РВАТЬ, ШВЫРЯТЬ ТВОИ ВЕЩИ,
  • ОБЫСКИВАТЬ ТВОИ КАРМАНЫ И СУМКУ (без присутствия родителей).

Даже если ты в чём-то виноват, это не значит, что кто-то может так вести себя, даже взрослый. Поэтому, если нечто подобное происходит, прежде всего постарайся успокоиться и НЕ ТЕРЯТЬ ГОЛОВЫ! Это очень неприятно и страшно, но это не конец света.

СКАЖИ ВСЛУХ, что ты чувствуешь.

Так и скажи:

«МНЕ СТРАШНО, КОГДА ВЫ КРИЧИТЕ»,

«МНЕ БОЛЬНО, КОГДА ВЫ ТАК ДЕРЖИТЕ МЕНЯ ЗА РУКУ»,

«МНЕ ОБИДНО, КОГДА ВЫ ТАК ГОВОРИТЕ».

Возможно, взрослый слишком рассердился или испугался за тебя и сам не понимает, что делает. Тогда твои слова его успокоят и помогут взять себя в руки.

Если это не помогло и взрослый продолжает делать тебе больно, оскорблять или кричать, ты не должен это терпеть. Не протестуй, не угрожай, не говори: «Вы не имеете права», «Прекратите немедленно» или «Я скажу маме». Это может только ещё больше его разозлить. С человеком в сильном гневе вообще лучше не разговаривать.

Самое правильное - как только появится возможность, ПРОСТО УЙТИ.

Уходи быстро и решительно, не пытайся забрать свои вещи, возьмёшь потом. Но не беги, иначе тебя сочтут виноватым. Просто отойди в любое место, где есть другие люди: в коридор школы, в фойе магазина или спортзала, в учительскую. Если у тебя есть мобильный телефон, НЕМЕДЛЕННО ПОЗВОНИ РОДИТЕЛЯМ и сообщи, что произошло.

свернуть

Эмоциональная саморегуляция

Наряду со способностью человека чувствовать, природа наделила его эти способности выражать. Слово – универсальный способ самовыражения. Просто не все умеют ими пользоваться.

На пустынной дороге у автомобиля спустило колесо. Домкрата собой не оказалось. Но водитель вспомнил, что только что проехал мимо станции техобслуживания, и решил отправиться туда. Пока ехал рассуждал: « Других станций поблизости нет. Значит, я полностью завишу от хозяина. Он может содрать с меня три шкуры за этот проклятый домкрат! Как не стыдно наживаться на чужой беде!». В ярости водитель подошел к станции и в ответ на приветствие владельца заорал: «Да подавись ты своим домкратом!».

            Другой способ выражения чувств и эмоций – это мимика. Дети, независимо от их культурной и национальной принадлежности, различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5 -6 лет, гнев – в с 7 лет, страх и ужас – с 9 -10, удивление – в 11 лет. Презрение начинают различать к 14 годам.

            Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции  написаны у них на морде.

               Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.

 Всякое эмоциональное состояние  сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Эти изменения зависят от качества эмоции и от ее интенсивности. Эмоции сопровождают нас неотступно; в одних случаях они придают яркость и силу различным проявлениям психики - потребностям и мотивам, настроениям и чувствам, а в других - ослабляют или подавляют психические процессы, состояния и свойства.

    Подавляя эмоции «в приказном порядке», мы чаще всего достигаем противоположного эффекта — возбуждение усиливается, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, человек пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на собственный организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться. И если человек привыкает хранить спокойствие в присутствии других людей любой ценой, он рискует заболеть всерьез. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний, как гипертония, язва желудка, мигрень и пр.

Поэтому предлагается выражать гнев, но делать это конструктивно, что возможно, если человек, охваченный гневом, хочет установить, восстановить или поддержать позитивные отношения с другими.

               Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.

             Уровень эмоциональности индивидуален – от эмоциональной холодности до сверхчувствительности.

 Полисмен увидел человека, который собирался прыгнуть с моста. « Проблемы с деньгами ?», - спросил полицейский. « нет». « Проблемы в семье ?». Тот снова покачал головой. « Тогда в чем же дело?». « Меня волнуют мировые проблемы», - ответил самоубийца. « послушай, все не так уж плох, давай прогуляемся по мосту и все обсудим», - сказал полисмен. Они около часа бродили взад и вперед, обсуждая мировые проблемы. Потом прыгнули оба.

               Эмоции, как любая инфекция, легче всего распространяются при большом скоплении народа. Недовольный, раздражительный, агрессивный человек способен принести больше вреда, чем больной заразной болезнью. Очень часто в толпе вспыхивают ссоры, переходящие в драки. Поводом для инцидента может быть нечаянный толчок, язвительное замечание, даже неодобрительный взгляд. А причина в том, что окружающие « настроены» на ту же волну, что и возмутитель спокойствия, и поэтому заводятся с полуоборота, делая наблюдателей – соучастниками.

                        Упражнение: «Продолжи мысль».

Предлагается  участникам продолжить мысль:

«Я бываю злым, когда…».

«Я не могу стерпеть…»

«Мне бывает очень тревожно…»

Инструкция:

Каждому  участнику предлагается  высказаться о ситуациях, которые приводят к негативным  вышеописанным  чувствам. Как вы справляетесь со стрессом в таких ситуациях.

Наверное, каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги.

               Тревога – это беспокойство

               при мысли о будущих неприятностях,

               которые чаще всего не происходят.

                                                                Д. Локк 

Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Тревожиться может только человек как существо, наделенное самосознанием. Хотя тревожность – негативное эмоциональное состояние, именно тревога иногда мобилизует человека. Под ее воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Оно призвано помочь человеку в критической ситуации – схватке с равным по силе врагом или бегстве от более сильного. В состоянии стресса возможности человека возрастают – Мужчина, спасаясь бегством от быка, перепрыгивает двенадцатиметровый ров, женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети. Широко известный стресс ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса – эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивнй, хронический стресс, приводящий к заболеваниям. Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.

            Реакция на стресс, как и тревожность, связана с темпераментом человека, его личными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием. Предлагается  участникам продолжить мысль:

          Стресс характеризуется наличием трех фаз:

            - фазы тревоги,

            - фазы сопротивляемости,

            - фазы истощения.   

            Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. Эмоциональная устойчивость помогает сохранить работоспособность, эффективно взаимодействовать с окружающими, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму.

            Программа 4 шагов борьбы со стрессом:

  1. Определите источник стресса.
  2. Дайте точное определение эмоциям, которые вы испытываете.
  3. Наметьте шаги преодоления стрессовой ситуации.
  4. Выполните намеченные решения.

      Первая помощь в острой стрессовой ситуации.

  1. В острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений
  2. Сосчитать до 10.
  3. Займитесь своим дыханием.
  4. Если стрессовая ситуация застала вас в помещении.Встаньте, извинившись, выйдите из помещения. Чтоб вы были один.
  5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо. Переводя с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
  7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточитесь на том,  что видите. когда вы последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!
  8. Набрав воды в стакан (в ладонь), медленно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
  9. Распрямитесь, поставив ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи.
  • занимайтесь самохвальством
  • не паниковать

искать везде положительные стороны.

Каждый человек должен научится управлять собой, своим психическим и физическим состоянием.

 Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, необходимо каждому владеть теми возможностями, которые заложены в психической саморегуляции. Так как эмоциональные состояния вызывают определенные изменения в физическом состоянии организма, возможен и обратный процесс - изменяя степень напряжения мышц, регулируя ритм дыхания, можно добиться изменений в эмоциональной сфере. То есть человек может научиться целенаправленно воздействовать на свое эмоциональное состояние.

Потребность разумно управлять своими эмоциями возникает у человека отнюдь не потому, что его не устраивает сам факт появления эмоциональных состояний. Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. Неприятно общаться и с тем, кто «страшен в гневе» или «неистов в радости», и с тем, чей потухший взор свидетельствует о полном безразличии к происходящему

            Круг существующих методов и соответствующих им конкретных приёмов и методик саморегуляции эмоционального состояниядостаточно широк.

 К ним относятся и не имеющие прямого отношения к воздействиям на психическую сферу комплексы гигиенических и общеукрепляющих процедур - различные виды специализированной гимнастики, самомассаж, и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов. К их числу относятся такие традиционные как режим труда и отдыха (иногда бывает достаточным для нормализации эмоционального состояния установить режим сна).

    Среди специализированных видов физических упражнений особое место занимает дыхательная гимнастика.

             Дыхание - единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью оказывает произвольное влияние, задавая тем самым режим функционирования различных физиологических систем. Поэтому тренировка дыхания считается одним из эффективных способов регуляции эмоциональных состояний.

В зависимости от типа используемых дыхательных упражнений их воздействие может быть достаточно продолжительным и иметь как общеуспокоительный, так и активизирующий характер.

            Известно, что дыхание с более продолжительным вдохом ведёт к активизации организма, а дыхание с более продолжительным выдохом, наоборот, вызывает успокоение.

    Использование дыхательных упражнений в комплексе с другими приёмами повышает их эффективность. Особенно благоприятно их сочетание с техниками нервно-мышечной релаксации.

                                       «Концентрация на медитативном дыхании»

 (дыхательная техника)

Цель: Полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.

 Необходимое время: 3 – 5 мин.

 Процедура:

 Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный ритм дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох, чувствую выдох…»

После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.  

 Примечание:  несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.

                                                   «Антистрессин»

Цель: расслабленное состояние.

Необходимое время: 15 мин.

Процедура:

Примите удобное положение. Глубоко вздохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я» при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.  

Приемы для саморегуляции состояний раздражения, гнева и злости. Что делать, чтобы восстановить равновесие здесь и сейчас.

       Для начала — подышать. Глубоко подышать животом. Попытаться расслабиться. Для этого подойдут все средства. Что-нибудь съесть. Если есть возможность — принять душ.

      Хорошим способом снять напряжение, отвлечься и настроиться на более позитивный лад являются и разнообразные формы физической активности: поход в тренажерный зал, занятия фитнессом или такие виды подвижных занятий как уборка по дому или прогулка пешком. 

(Практические приемы и техники саморегуляции эмоционального состояния.

 (Как быстро привести себя «в порядок»).

 Позитивный самонастрой. ( « Позитивное отношение к жизни» ( оптимизм, активность и уверенность в себе) – это то, что отличает « победителя», « счастливчика» от неудачника. При этом успех и удача, конечно способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, « приманивая удачу и успех. Очень важно не путать такое позитивное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем без шипов. Основой такого позитивного отношения является вера в себя, ощущение своих возможностей) Прихожан А.М. Психология неудачника

 Выполнение дыхательных техник.

 Работа с телом.

 Работа с внутренним состоянием.

 Приемы релаксации на каждый день.

 Научиться  радоваться каждому моменту жизни. .

  Развитие уверенности в себе.  

                        Пессимист видит трудности в каждой возможности;

                        Оптимист в каждой трудности видит возможности.

                                                                                                    У. Черчилль

                        Оптимист создает вокруг себя атмосферу любви. Он чувствует свою ценность и значимость. Он доверяет самому себе, но способен просить других о помощи. Такой человек внушает доверие и надежду. Он прислушивается к своим чувствам. Он способен принимать решения и нести за них ответственность.

          Оптимистом можно стать, если постоянно соблюдать следующие правила:

               Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах.

               Никогда не говорите о себе плохо.

               Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.

               Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Помогите им!

               Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.

            Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.             

Жил в одной стране великий мудрец. Многие люди обращались к нему за помощью, и многим он помогал. Но его сосед очень сильно ему завидовал и задумал посрамить мудреца. Решил он задать ему трудную задачу: поймать бабочку, спрятать ее в ладонях. А мудрецу задать вопрос: какая у него бабочка в руках живая или мертвая? Скажет он живая, а я прижму ее ладонями, она будет мертвой, скажет мертвая – я выпущу бабочку – и опять он будет не прав. Так думал завистник. И вот, собрал он народ на площади и объявляет мудрецу свою задачу: какая у него в руках бабочка живая или мертвая? Мудрец посмотрел на завистника и сказал ему: «Все в твоих руках!»

свернуть

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

Подобно тому, как электричество, протекая по проводам, дает свет и тепло, потоки жизненной энергии в теле человека проявляются в виде мыслей, эмоций и поступков. Наше тело напоминает совершенный компьютер, постоянно считывающий информацию и выносящий на экран сознания все важнейшие реакции по мере их проявления. Поток энергии в теле обеспечивает связь между мыслями, эмоциями и поступками.

Обида, гнев, страх и сожаление препятствуют свободному течению энергии в организме. Чем больше запас неотреагированных эмоций, тем хуже "работает" этот компьютер.

У нас есть выбор в отношении того, как разрядить эмоцию, но мы не можем блокировать ее бесконечно. Лучший способ — постараться понять обидевшего тебя человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Если это невозможно — лучше признать наличие этих чувств и найти способ их выражения.

Гнев, чувства ненависти, обиды и разочарования могут разрушить дружбу и семейное благополучие, испортить карьеру, привести к серьезным заболеваниям. Однако эти самые эмоции могут быть полезными, если их разрушительную энергию использовать в мирных целях. Подумай, в каких.

Процесс укрощения эмоций можно сравнить с укрощением диких лошадей. Их нельзя объезжать, предоставляя им полную свободу или, наоборот, постоянно пользуясь кнутом. Обе крайности неизбежно приведут к неудаче. С одной стороны, нельзя раз и навсегда сказать себе, что все попытки приручить дикую лошадь ни к чему не приведут. С другой — мы должны признать, что лошадь дикая, и проявлять терпение при ее приручении. Но, вероятно, самое главное состоит в том, что она должна признать в нас своего укротителя.

Как управлять своими эмоциями

Герой одного мультфильма в гневе начинал раздуваться и багроветь. Но у него был сообразительный слуга — когда хозяин готов был лопнуть, он открывал у него на макушке клапан и выпускал из головы лишний пар.

Тем, у кого нет такого клапана, можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посочувствовать.

Если ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотив подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть "заперто" в горле.

Самую полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем.

Благотворно действует на человека природа. Прогулка по лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.

Памятка.

1.Поговори с другом.

2.Поколоти подушку или выжми полотенце сухое или мокрое.

3.Прокричи любые звуки.

4.Займись спортом.

5.Погуляй по лесу. Созерцай движение реки или озера, вдыхай лесные запахи, слушай лесные звуки.

6.Подыши уступами. Три- четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдоха.

7.Смейся и плачь.

свернуть