План работы Родительского университета
ГУО «Велемичская средняя школа»
на 2023/2024 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-VIII классов учреждения общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся IX-XI классов учреждения общего среднего образования.
Формы проведения занятий:
- Очные (круглый, стол, дискуссия)
- дистанционные (вебинары, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
План работы родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Время проведения |
Ответственные |
Место поведения |
|
1-ый класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. |
Лекция |
28.09.2023 11.15-12.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Облаушко Н.П. кл.рук.1 кл. |
Каб.24 |
|
2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Мастер-класс |
11.11.2023 9.00-10.00
|
Кафедра педагогики Облаушко Н.П. кл.рук.1 кл. |
Каб.24 |
|
3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
Форум |
27.01.2024 9.00-10.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Облаушко Н.П. кл.рук.1 кл. |
Каб.24 |
|
4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Занятие с элементами тренинга |
16.04.2024 12.00-13.00 |
Кафедра правовых знаний Лешкевич Н.М. педагог-психолог Облаушко Н.П. Кл. рук. 1кл. |
Каб.24 |
|
2-ой класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. |
Семинар-практикум |
10.10.2023 11.30-12.15 |
Кафедра правовых знаний Кондратович М.Н., кл. рук. 2 кл. |
Каб.25 |
|
2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
Круглый стол |
19.12.2023 11.30-12.15 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Лешкевич Н.Н. Мед. работник Кондратович М.Н., кл. рук. 2 кл. |
Каб.25 |
|
3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. |
Лекция |
20.02.2024 |
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич Н.М., педагог-психолог Кондратович М.Н., кл. рук. 2 кл. |
Каб.25 |
|
4 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Как научить современного ребенка трудиться |
Дискуссия |
16.04.2024 |
Кафедра педагогики Кондратович М.Н., кл. рук.2кл. |
Каб.25 |
|
3-ий класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Беседа |
27.10.2023 14.30-15.15 19.10.2023 14.30-15.15 |
Кафедра педагогики Лешкевич В.Н.,
Гуща И.Н. Кл.рук. 3кл. |
Каб.23, 26 |
|
2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников |
Лекция |
26.12.2023 10.00-11.00
14.12.2023 14.30-15.15
|
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич В.Н.,
Гуща И.Н. Кл.рук. 3 кл. |
Каб.23,26 |
|
3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Практикум |
23.02.2024 14.30-15.15
15.02.2024 14.30-15.15 |
Кафедра педагогики Лешкевич В.Н.,
Гуща И.Н. Кл.рук. 3 кл. |
Каб.23,26 |
|
4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Занятие с элементами тренинга |
20.04.2023 12.00-13.00
|
Кафедра конструктивного взаимодействия Лешкевич Н.М., педагог-психолог
|
Каб.23,26 |
|
4-ый класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. |
Круглый стол |
16.10.2023 13.30-14.15
|
Кафедра правовых знаний Шпак В.В. учитель иформатики Лешкевич В.М., кл. рук.4 кл. |
Каб.22 |
|
2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. |
Круглый стол |
04.12.2023 13.30-14.15 |
Кафедра педагогики Лешкевич Н.М. педагог-психолог Лешкевич В.М., кл. рук.4 кл.
|
Каб.22 |
|
3 |
Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
|
Лекция |
12.02.2024 13.30-14.15 |
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич Н.М. педагог-психолог Лешкевич В.М., кл. рук.4 кл. |
Каб.22 |
|
4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Дискуссия |
15.04.2023 13.30-14.15 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Белоус Т.Н. библиотекарь Лешкевич В.М., кл. рук.4 кл. |
Каб.22 |
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
|
5-ый класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Адаптация ребенка коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Семинар-практикум |
14.10.2023 10.00-11.00 14.10.2023 11.00-12.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Мамайко О.К., Шмат Т.Е. кл. рук. 5 кл. |
Каб.31, 39 |
|
2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Семинар-практикум |
16.12.2023 10.00-11.00 09.12.2023 10.00-11.00 |
Кафедра правовых знаний Мамайко О.К., Шмат Т.Е. кл. рук. 5 кл. |
Каб.31, 39 |
|
3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. |
Лекция |
10.02.2024 10.00-11.00 17.02.2024 10.00-11.00 |
Кафедра педагогики Лешкевич Н.М., педагог-психолог Мамайко О.К., Шмат Т.Е. кл. рук. 5 кл. |
Каб.31, 39 |
|
4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Дискуссия |
20.04.2024 10.00-11.00 27.04.2024 10.00-11.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Мамайко О.К., Шмат Т.Е. кл. рук. 5 кл. |
Каб.31, 39 |
|
6-ой класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Беседа |
14.10.2023 14.30-15.15 |
Кафедра возрастной семейной психологии Машлякевич И.Л. кл.рук.6 кл. |
Каб.33 |
|
2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Лекция |
19.12.2023 14.30-15.15 |
Кафедра правовых знаний Шабунько Н.И. пед. соц. Машлякевич И.Л. кл.рук.6 кл. |
Каб.33 |
|
3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Семинар-практикум |
23.02.2024 14.30-15.15 |
Кафедра педагогики
Шпак В.В. учитель информатики Машлякевич И.Л. кл.рук.6 кл. |
Каб.33 |
|
4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Беседа |
05.04.2024 14.30-15.15 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Шабунько Н.И. педагог социальный Машлякевич И.Л. кл.рук.6 кл. |
Каб.33 |
|
7- ой класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Лекция |
28.10.2023 10.00-11.00 20.10.2023 14.30-15.15 |
Кафедра возрастной семейной психологии Пищик Т.Ф., Кожановская Т.В. кл.рук. 7 кл. |
Каб.35, 41 |
|
2 |
Тема 2. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
|
Семинар-практикум |
23.12.2023 10.00-11.00 23.12.2023 11.00-11.45 |
Кафедра педагогики Лешкевич Н.М. педагог-психолог Пищик Т.Ф., Кожановская Т.В. кл.рук. 7 кл.
|
Каб.35, 41 |
|
3 |
Тема 3. Профилактика сексуального насилия (преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних) |
Занятие с элементами тренинга |
17.02.2024 10.00-11.00 15.02.2024 14.30-15.15 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Лешкевич Н.М., педагог-психолог Пищик Т.Ф., Кожановская Т.В. кл.рук. 7 кл.
|
Каб.35, 41 |
|
4 |
Тема 4. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Беседа
|
20.04.2024 10.00-11.00 23.04.2024 13.00-13.45 |
Кафедра правовых знаний Шабунько Н.И. педагог социальный Пищик Т.Ф., Кожановская Т.В. кл.рук. 7 кл. |
Каб.35, 41 |
|
8-ой класс |
|
|||||
1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Беседа |
14.10.2023 10.00-11.00 |
Кафедра педагогики Шмат И.К. кл.рук. 8 кл. |
Каб.36 |
|
2 |
Тема 2.э Осторожно, суицид |
лекция |
16.12.2023 10.00-11.00 |
Кафедра правовых знаний Шмат И.К. кл.рук.8 кл. |
Каб.36 |
|
3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Семинар-практикум |
17.02.2024 10.00-11.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич Н.М., педагог-психолог Шмат И.К. Кл.рук.8 кл.
|
Каб.36 |
|
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Семинар-практикум |
27.04.2024 10.00-11.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Шмат И.К. кл.рук. 8 кл. |
Каб.36 |
|
|
9-ый класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Семинар-практикум |
28.10.2023 9.00-10.00 |
Кафедра педагогики Никончук Т.Н. кл. рук.9 кл. |
Каб.34 |
|
2 |
Тема 2. Половое воспитание и профилактика сексуального насилия среди подостков |
Занятие с элементами тренинга |
23.12.2023 9.00-10.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич Н.М., педагог-психолог |
Каб.34 |
|
3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Беседа |
24.02.2024 9.00-10.00 |
Кафедра правовых знаний Никончук Т.Н. кл. рук.9 кл. |
Каб.34 |
|
4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? |
Семинар-практикум |
27.04.2024 9.00-10.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Никончук Т.Н. кл. рук.9 кл. |
Каб.34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ п/п |
Темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Формы проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
|
10-ый класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Здоровье - это жизнь. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня. |
Лекция |
21.10.2023 10.00-11.00
|
Кафедра педагогики Сеньковец О.М. кл.рук.10 кл. |
Каб.38 |
2 |
Тема 2. Осторожно, суицид |
Семинар- практикум |
16.12.2023 10.00-11.00 |
Кафедра правовых знаний Сеньковец О.М. кл.рук.10 кл. |
Каб.38 |
3 |
Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. |
Лекция |
17.02.2024 10.00-11.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Лешкевич Н.Н. Мед.работник Сеньковец О.М. кл.рук.10 кл. |
Каб.38 |
4 |
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
Дискуссия |
27.04.2024 10.00-11.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Лешкевич Н.М., педагог-психолог Сеньковец О.М. кл.рук.10 кл.
|
Каб.38 |
11-ый класс |
|
||||
1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. |
Беседа |
14.10.2023 10.00-11.00 |
Кафедра возрастной семейной психологии Мамайко Т.Г. кл. рук. 11 кл |
Каб.32 |
2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Лекция |
23.12.2023 10.00-11.00 |
Кафедра правовых знаний Мамайко Т.Г. кл. рук. 11 кл |
Каб.32 |
3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Дискуссия |
24.02.2024 11.00-12.00 |
Кафедра педагогики Лешкевич Н.М. педагог-психолог МамайкоТ.Г. Кл.рук.11 кл.
|
Каб.32 |
4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Семинар-практикум |
20.04.2024 11.00-12.00 |
Кафедра конструктивного взаимодействия Мамайко Т.Г. кл. рук. 11 кл |
Каб.32 |