Профилактика заболеваний

Наркомания

Наркотики и здоровье

Проблема потребления наркотиков и наркомании в середине прошлого века вышла за рамки региональных и внутригосударственных явлений и по своему резко негативному воздействию на развитие человеческой цивилизации стала представлять собой глобальную угрозу, огромное социальное зло общемирового уровня.

Потребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Во многих странах наркомания признана социальным бедствием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде – поражается и настоящее, и будущее общества. По экспертным оценкам число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в мире, превышает 30 млн. человек. Наркомания, по мнению Всемирной организации здравоохранения, является угрозой здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства в мировом масштабе.

В последние годы в Республике Беларусь распространение наркомании имеет тенденцию к росту, растет объем незаконного оборота наркотиков и число преступлений, связанных с ним, все большее число людей приобретают "опыт" потребления наркотических средств и психотропных веществ, возрастает число наркопотребителей – женщин.

Под наблюдением наркологической службы на конец 2010- года находилось более 13 тыс. наркопотребителей. Результаты проведенных в Беларуси научных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами в несколько раз превышают данные официальной статистики. Известно, что на одного зарегистрированного наркомана приходится 5-7 незарегистрированных. Согласно опросу жителей Беларуси 18 лет и старше 90% граждан ответили, что наркотики не пробовали. 5% респондентов призналось, что пробовали наркотики. В подавляющем большинстве это мужчины (71%), люди от 18 до 40 лет (82%), лица со средним образованием (78%). В профессиональном плане преобладают рабочие (24%), студенты (учащиеся) - 16%, а также работники сферы обслуживания и торговли (18%). Каждый второй из них проживает в областном центре или среднем (свыше 70 тыс. чел.) городе – 49%. Еще 5% респондентов отказались отвечать на вопрос о личном употреблении наркотиков (можно предположить, что отказ от ответа на вопрос - попытка респондента скрыть факт употребления наркотиков без медицинских показаний). Более половины из них - мужчины (52%), 68% - люди в возрасте от 18 до 40 лет. Значительное количество отказавшихся выказать свое отношение к факту пробы, употребления наркотиков проживают: в белорусской столице (21%); областных центрах (21%) и малых (до 70 тыс. чел.) городах (23%) республики.

Слово «наркотик» происходит от греческого слова «нарке», которое означает «сон». Наркотики – это общее название группы различных препаратов, производство, продажа, хранение и употребление которых регулируется специальным законом. Наркомания – заболевание, возникающее в результате применения наркотиков, характеризуется возникновением зависимости от наркотиков, которая проявляется в необходимости его постоянного приема и приводит к постепенной психической и физической деградации личности.

Молодые люди, чаще подростки пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательной целью. Подавляющее большинство подростков знакомится с наркотиками в компании своих сверстников или старших по возрасту людей. При первом употреблении наркотика «кайф» получают не всегда, и новичок может испытать головокружение, слабость, горечь во рту, тошноту. Обычно в компании, где происходит первая проба, находится кто-то «авторитетный», который объясняет «неудачнику», что если не получилось в первый раз, надо обязательно попробовать во второй, в третий – тогда уж точно поймаешь «кайф». После 3-4 раз приема новичок ощущает тягу к препарату и независимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить это неестественное состояние души и тела.

При употреблении наркотиков у человека вначале формируется психическая, а потом уже и физическая зависимость. Психическая зависимость характеризуется сильным желанием или непреодолимой потребностью дальнейшего приёма наркотика, а также попыткой получить его любой ценой, тенденцией увеличения дозировки по мере развития зависимости, психической зависимостью от эффекта наркотиков, губительными последствиями для личности и общества. Физическая зависимость – это состояние, выражающееся в явных нарушениях физиологических процессов в случае прекращения употребления наркотиков. Чаще это тягостные и мучительные ощущения («ломка», абстинентный синдром, синдром воздержания), от которых избавляет только прием наркотиков.

Последствия употребления наркотиков обнаруживаются спустя 1-2 месяца. Появляется эмоциональная лабильность, вялость, апатия, снижение памяти и интеллекта, работоспособности, утрачиваются нравственные ценности, постепенно происходит деградация личности. Постепенно поражаются внутренние органы и системы. В головном мозге происходит разрушение клеток мозга и их атрофия. В сосудах разрушаются клетки крови, повышается тромбообразование. Поражаются клапаны сердца с нарушением сердечного ритма, развиваются кардиомиопатии, миокардиты, эндокардиты, сердечная недостаточность. При поражении печени развиваются гепатиты, токсическая и жировая дистрофия, цирроз печени, почечная недостаточность. Снижается иммунитет (может развиваться «химический СПИД»), происходят изменения кожи, волос и зубов. Любая царапина может привести к абсцессу, а простуда – к воспалению легких. Наркотики вредят не только здоровью самих наркоманов. Если женщина во время беременности принимает наркотики, то есть вероятность, что ребёнок родится с отклонениями в развитии (с физическими и психическими расстройствами) и признаками неонатального наркотического абстинентного синдрома. Коварство наркотиков в том, что наркоманы, а иногда и их родители слишком поздно понимают, что это не просто «баловство», а уже настоящая зависимость.

Средняя продолжительность жизни регулярно употребляющих наркотики составляет 5-7 лет с начала употребления. Передозировка – далеко не самая частая причина смерти наркомана. Чаще всего умирают от сопутствующих болезней – СПИДа, гепатита, септицемии (заражения крови), сердечной недостаточности. По оценке экспертов, 70% наркоманов заражаются ВИЧ, если не принимают никаких профилактических мер. Вторая по частоте причина – криминальная, а также сочетание тяжелых наркотиков с алкоголем. У 78% наркоманов, умерших от передозировки, было обнаружено высокое содержание алкоголя в крови.

Наркотики раздирают на части наше общество, порождая преступность, способствуя распространению таких болезней, как СПИД, вирусные гепатиты В и С, туберкулез, убивая молодежь и будущее страны. Ни одна страна не защищена от этого бедствия, и внутри одного какого-либо государства покончить с этим злом невозможно. Все люди: и те, кто принимает наркотики, и те, кто их производит, и даже ни в чем не повинные люди – оказываются во власти страшного зелья.

 

О том, как наркотики становятся причиной смерти

 

Короткая жизнь – одно из страшных последствий употребления наркотиков. Только на территории столицы по фактам смертей от отравления запрещенными веществами в 2022 году возбуждено 45 уголовных дел, а с начала текущего года уже 7.  

Например, вечером 15 декабря прошлого года на связь перестал выходить 38-летний минчанин. Обеспокоенные родители решили навестить сына. Дверь квартиры мужчина не открывал, тогда родственники приняли решение ее вскрыть. В одной из комнат они обнаружили бездыханное тело своего сына. 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, причиной смерти 38-летнего мужчины стало отравление метадоном – особо опасным наркотическим средством. Официально умерший нигде не работал, на учете в наркологическом диспансере не состоял. 

Наркотики также стали причиной смерти еще двух минчан. Спустя несколько дней после пропажи своего сына, женщина забила тревогу. Зайдя в его квартиру, мать обнаружила родственника мертвым, рядом с ним также находился товарищ. 

Следователи установили, что за пару дней до трагедии три приятеля приобрели запрещенное вещество. После его употребления одному из них стало плохо и он потерял сознание. Прибывшие медики смогли помочь мужчине, однако придя в себя тот не застал двух товарищей, как и остатки злополучного вещества. 

Умершие - 36 и 38 лет, ранее неоднократно судимы, в том числе за хранение наркотических средств. Состояли на учете у врача нарколога. 

По всем фактам подразделениями управления Следственного комитета по городу Минску возбуждены уголовные дела по ч. 5 ст. 328 (незаконный оборот наркотических средств, повлекший по неосторожности смерть человека) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Санкция статьи предусматривает наказание вплоть до 25 лет лишения свободы. 

Следователи напоминают: употребляя наркотики вы не только рискуете своим здоровьем, для некоторых такое влечение и вовсе грозит лишением жизни. 

свернуть

Вакцинопрофилактика

Вакцинопрофилактика: мифы и реальность

Вокруг вакцинации всегда было немало споров. В любой стране и в любое время есть люди, которые утверждают, что вакцины вредны, и лучше обойтись вовсе без них. Медицина и вся история человечества доказывают обратное, но баталии не утихают. Постараемся немного рассказать о прививках, и о некоторых мифах и реальностях вопросов вакцинации.

Плановая вакцинация согласно Национальному календарю профилактических прививок проводится в определенные сроки жизни человека и включает вакцинацию против 12 инфекционных заболеваний: вирусный гепатит В, туберкулез, дифтерия, столбняк, коклюш, гемофильная инфекция типа b (ХИБ-инфекция), полиомиелит, корь, эпидемический паротит, краснуха, пневмококковая инфекция, грипп.

Иммунизация по эпидемическим показаниям проводится против 18 инфекционных заболеваний: бешенство, бруцеллез, ветряная оспа, вирусный гепатит А, вирусный гепатит В, дифтерия, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, коклюш, корь, краснуха, лептоспироз, полиомиелит, сибирская язва, столбняк, туляремия, чума, эпидемический паротит.

Зачем делать прививки детям?

Затем, что прививки защищают малыша от страшных заболеваний, последствиями которых может быть смерть или инвалидность на всю жизнь. Вакцины знакомят иммунную систему крохи с предельно ослабленными или даже мертвыми возбудителями инфекций и тренируют ее бороться с этими опасными врагами. В результате после каждой прививки в организме ребенка формируется новый отряд иммунного «спецназа», готовый расправиться не только с «учебной», но и с настоящей инфекцией.

Кроме персонального, вакцинация формирует коллективный иммунитет к контагиозным (передающимся от человека к человеку) болезням. Благодаря этому интересному эффекту при появлении в популяции нескольких заразных носителей инфекции она не распространяется из-за низкой вероятности их встречи с непривитыми людьми. Коллективный иммунитет позволяет оставаться здоровыми тем, кому нельзя делать прививку по медицинским показаниям, и, самое главное, вашему малышу до того возраста, когда ему можно будет пройти плановую вакцинацию.

Благодаря массовой вакцинации удалось полностью уничтожить некоторые болезни в отдельных странах или даже в глобальном масштабе. В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о полной ликвидации черной оспы во всем мире, и сейчас возбудитель этого опаснейшего заболевания сохранился только в исследовательских медицинских лабораториях. Наконец, по мнению ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) вакцинация всего от четырех болезней — дифтерии, столбняка, коклюша и кори — ежегодно спасает до 2,5 миллионов жизней. На наш взгляд, одного этого аргумента достаточно, чтобы раз и навсегда закрыть спор о пользе прививок.

Почему возникают мифы о прививках?

На самом деле, большинство современных мифов о прививках почти полностью повторяют доводы антипрививочников прошлого. Просто сегодня они стали более яркими за счет использования видео, соцсетей и других технологий, которых не было в XIX веке. Истории о том, как опасны прививки и как кому-то стало очень «плохо» от вакцины, постоянно появляются в средствах информации. А вот истории о том, как болезнь «свалила с ног» и как долго лечили ее последствия, крайне редко попадают в поле зрения людей.

Отдельные страны объявили бой антипрививочникам на государственном уровне. Вакцинация в ряде стран является обязательной в Китае, Аргентине, большинстве европейских стран. Так, в США, за отдельными индивидуальными исключениями, вакцинация является обязательной для посещения школы; в Аргентине без справок о прививках имеются затруднения при получении не только образования, но также свидетельства о браке, паспорта и водительских прав; во Франции прививки против дифтерии, столбняка, гемофильной инфекции типа B, полиомиелита, коклюша, гепатита B, менингококка C, пневмококка, кори, эпидемического паротита и краснухи являются обязательными для каждого ребенка, родившегося с 1 января 2018 года и др.

Имеются примеры из реальной жизни, когда отказы от прививок стали причиной настоящих трагедий. Например,  Великобритания,70-е годы прошлого века: активистами проведена публичная антипрививочная кампания против АКДС-вакцины (вакцины против коклюша, дифтерии и столбняка). В 1979 г. охват вакцинацией АКДС-вакциной упал до 31%, в то время как оптимальный должен быть не менее 97%. В результате более 100 000 детей заразились коклюшем, 5 000 были госпитализированы, у 200 была тяжелая пневмония, у 80 – судороги, 36 умерли.

Беларусь относится к антивакцинаторам очень либерально. В нашей стране вакцинация носит добровольный характер и пока процент сознательных мам и пап в нашей стране остается на более-менее высоком уровне (оптимальным считается охват профилактическими прививками - 97%) - коллективный иммунитет еще работает. Мы надеемся, что так будет и дальше, и верим, что этой статьей убедим хотя бы нескольких родителей, задающих вопрос, зачем нужно делать прививки. А заодно дадим вам несколько аргументов для дискуссий со знакомыми антипрививочниками.

Как разделить правду и мифы о прививках?

Если говорить кратко, то любой аргумент в пользу отказа от прививок, кроме индивидуальных медицинских показаний, — миф.

Миф 1. Для многих болезней не нужна вакцинация. Они — лишь следствие плохих санитарных условий, поэтому исчезли в развитых странах сами собой.

Да, такие болезни действительно есть, но только не в календаре прививок. Дифтерия, корь, свинка, ветрянка и другие опасные заболевания были распространены в грязных средневековых городах, но и в современных мегаполисах тоже чувствуют себя прекрасно. Антивакцинаторское движение в Великобритании, Швеции и Японии в 70-х годах прошлого века привело к вспышкам коклюша с сотнями тысяч случаев заболевания в этих вполне благополучных в санитарном плане странах.

Не обошла эта беда и нас. В 1990-х годах на фоне массового отказа от вакцинации в странах бывшего СССР случилась эпидемия дифтерии, в результате которой заболело более 150 тысяч и погибло более 5 тысяч человек.

Миф 2. Вакцины опасны для здоровья. Многим заболевшим или умершим в младенчестве детям за несколько дней или недель до этого делали прививки.

Первый год жизни малыша насыщен прививками, и, независимо от этого, является периодом риска по СВДС (синдрому внезапной детской смерти). Но это не более чем совпадение: врачи не считают прививки причиной СВДС и не раз это доказали. Более того, исследования показывают даже снижение количества случаев внезапной детской смерти при росте охвата вакцинацией.

Миф 3. Вакцины дают повышенную нагрузку на неокрепший детский организм, и это опасно для здоровья.

Сразу после рождения иммунитет ребенка сталкивается с огромным количеством патогенной микрофлоры. И, по самым скромным оценкам, он способен одновременно справляться с тысячами новых вирусов. Даже комплексные вакцины, такие как АКДС, не могут дать слишком высокую нагрузку на иммунную систему малыша.

Но зачем делают прививки новорожденным? Почему врачи не перенесут их на более поздний срок?

Официально ребенок считается новорожденным первые 28 дней жизни, и в этот период ему делают всего две прививки — против вирусного гепатита B и туберкулеза.

Эти инфекции очень живучи и на редкость опасны именно в младенческом возрасте. Так, гепатит B у взрослых удается вылечить в 95% случаев, а у новорожденных — только в 5%. Врачи не пытаются напичкать малютку вакцинами, наоборот, все прививки делаются в максимально поздние разумные сроки. Но с этими двумя вирусами крылатую фразу «промедление смерти подобно» стоит воспринимать почти буквально.

Можно ли делать прививки верующим людям?

Еще один миф о прививках гласит, что они запрещены религиозными учениями. Некоторые отдельные священнослужители действительно проповедуют своим прихожанам отказ от вакцинации, но официальные религиозные организации не разделяют этого мнения. Заявления о пользе прививок не раз делали представители иудаизма, ислама, католицизма. И позиция православной церкви по этому вопросу тоже вполне однозначна: вакцинация — необходимая мера профилактики заболеваний, отказ от которой может привести к тяжелым последствиям.

В пользу вакцинации детей есть много аргументов. Это — защита от опасных болезней со страшными, тяжелыми последствиями, от инфекций, которые в принципе нельзя вылечить. При этом риск осложнений несопоставим с угрозой заражения. Каждый человек имеет возможность защититься от заболеваний, предупреждаемых с помощью вакцин. Вакцинация – это инвестиция в здоровье, качество жизни и благополучие на протяжении всей жизни.

 

 

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

свернуть

Профилактика ВИЧ

План

мероприятий в рамках Всемирной кампании против СПИДа и Всемирного дня профилактики СПИДа

п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Исполнитель

1.

Подготовка плана мероприятий к Всемирному  дню профилактики СПИДа

01 ноября 2022

Лешкевич В. Н.

2.

Совещание с ЗДВР по организации мероприятий к 1 декабря по профилактике ВИЧ- инфекций

02 ноября 2022

Ранцевич Н. В.

3.

Подготовка плаката для смотр – конкурса «Опасность – СПИД!»

05 ноября 2022

Классные руководители 6 – 8 классов

4.

Круглый стол «СПИД - чума XXI века»

10 ноября 2022

Мамайко О. К.

5.

Ток - шоу «Молодёжь против СПИДа и наркотиков»

11 ноября 2022

Кожановская Е. Н.

6.

Физкультурно - оздоровительное мероприятие «Мы и ЗОЖ!»

12 ноября 2022

Котко И. А.

Гуща И. Н.

7.

Круглый стол «Здоровье – самая главная ценность каждого из нас»

12 ноября 2022

Шмат И. К.

8.

Интерактивное занятие «Шаг в сторону здоровья»

12 ноября 2022

Педагог - социальный

9.

Пионерский час. Выступление пионерской агитбригады «Молодёжь XXI века – против СПИДа»

12 ноября 2022

Педагог - организатор

10.

Информационный день «Болезнь, чьё имя СПИД»

14 ноября 2022

Классные руководители 1 – 11 классов

Лешкевич В. М.

11.

Выставка рисунков по профилактике ВИЧ - инфекций

17 ноября 2022

Пашкевич Г. Ф.

12.

Видеолекторий «Живи и дай жить другому»

18 ноября 2022

Сеньковец О. М.

13.

Лекция – презентация «Детям о СПИДе»

19 ноября 2022

Облаушко Н. П.

14.

Круглый стол «Наше здоровье в наших руках»

21 ноября 2022

Кожановская Т. В.

15.

Диспут «О беде по имени СПИД»

23 ноября 2022

Мойсюк Е. К.

16.

Разговорный экспресс «Жизнь – это хорошее настроение и творчество»

24 ноября 2022

Гуща И. Н.

17.

Родительская встреча «О роли семейного воспитания»

25 ноября 2022

Машлякевич И. Л.

18.

Игра – путешествие «Остров СПИД»

29 ноября 2022

Лешкевич М. Н.

19.

Час общения «Заложники родительских грехов»

30 ноября 2022

Поддубная Е. Г.

20.

Флешмоб  «Жизнь! Здоровье! Молодость! »

30 ноября 2022

Мамайко Т. Г.

 

свернуть

Профилактика табакокурения

 

   Табакокурение известно человечеству с древних времен. В России оно свое распространение получило в конце 17 начале 18 веков. В настоящее время сотни миллионов людей подвержены этому виду токсикомании и их количество растет с каждым годом, табачные компании путем траты огромных денег на рекламу всё больше и больше людей приобщают к курению.

Вред табакокурения

   Вред курения уже доказан многочисленными исследованиями, проводимыми как в нашей стране, так и за рубежом.    Вред курения проявляется, прежде всего, в том, что снижается сопротивляемость организма курильщика к новым заболеваниям и ухудшает течение уже имеющихся заболеваний. Наряду со снижением сопротивляемости организма курильщика к заболеваниям, на этом фоне ускоряются или появляются новые заболевания такие как злокачественные новообразования (рак). Особый вред, табакокурение наносит растущему организму ребенка, подростку, женщине. Так же страдают от пассивного курения и те люди, которые находятся вблизи курильщика и вынуждены дышать воздухом, который содержит продукты распада табака.    Табак содержит большое количество ингредиентов, большинство из которых особенно вредно для организма курящего и людей его окружающих. Особый вред от курения наносит алкалоид никотин, являющийся нейротропным ядом. Помимо никотина в легкие курильщика попадают такие канцерогенные (способствующие образованию рака) вещества, как бензпирен и его производные.

Влияние курения на организм человека

   Начало курения всегда вызывает неприятные ощущения такие как: першение в горле, тошноту, рвоту, однако желание непременно научится курить, заставляет организм человека постепенно привыкнуть к этому яду.

   Так со временем у курильщиков формируется никотиновый синдром. Что следует считать началом никотинового синдрома? Когда курильщик смог победить защитные реакции организма (першение в горле, тошнота, рвота и др.) и организм перестал сопротивляться яду, вот именно в этот момент и начал формироваться никотиновый синдром.

   Никотиновый синдром делится на 3 стадии: начальная, хроническая, поздняя.

   Первая стадия никотинового синдрома: Курение носит систематический характер. Человека тянет курить  и при этом он постепенно увеличивает количество выкуренных сигарет. Практически все курильщики отмечают чувство повышения работоспособности, отмечают улучшение самочувствия. На данном этапе физическое влечение к табакокурению отсутствует и человек в этот период может бросить курить. Но с каждой новой сигаретой восприимчивость к никотину растет. На данном этапе у здоровых людей отсутствуют признаки соматических, неврологических или психических заболеваний. Продолжительность стадии 3-5 лет.

   Вторая стадия никотинового синдрома: В этот период курение носит характер навязчивого желания. Курильщик курит для получения ощущения внешнего комфорта. На этом этапе у курильщика уже сформировался утренний кашель, грубый голос (если для мужчины еще, куда ни шло, то для женщин это отвратительно). Поэтому курильщик только проснувшись тут же хватается за сигарету для того чтобы избавится от дискомфорта. Так же для этой стадии характерно и то, что начинают появляться соматические заболевания таки как: бронхит, симптомы поражения желудка (изжога, боли в области живота) боли в области сердца, изменения пульса, колебания артериального давления. Характерна так же неврозоподобная симптоматика, шум или тяжесть в голове, нарушение сна, повышение раздражительности, снижению работоспособности. Продолжительность стадии в среднем от 5-15 лет.

   Третья стадия никотинового синдрома: Как правилотолерантность к никотину в этой стадии падает. В этой стадии никотин уже не вызывает удовольствия. Курение носит автоматический запрограммированный годами характер. Физическое влечение проявляется в виде не глубокой абстиненции. Соматические изменения: заболевания принимают тяжелое течение особенно со стороны сердечно-сосудистой системы и легких, а так же появляются признаки предрака и рака. Может отмечаться повышенная раздражимость, вялость, плохая работоспособность. Сон курильщика плохой он часто встает ночью, что бы выкурить сигарету и таким образом улучшить самочувствие. В этой стадии курильщик имеет очень жалкий вид, внешне он как правило истощен. В этой стадии ни что не заставит курильщика бросить курить даже известие о раке, да он и не сможет, больше навредит. Курильщик уходит в могилу вместе с сигаретой в зубах.

   Для каждого курильщика стадии никотинового синдрома развиваются индивидуально и зависят он следующих причин: времени начала употребления сигарет, возраста, пола, физического развития человека. Большинство курильщиков всегда пытались бросить курить, но из-за внешних причин (например нервные стрессы) вновь начинали. На 2 стадии человек может бросить курить, если только переживет еще больший стресс от курения – это может быть состояние предрака или рака. На 3 стадии практически ни кто не может перестать курить. Спросите любого курильщика, который курит не первый годбросал ли он курить? Практически 90% ответят что ДА! Особенно все женщины бросали курить, когда начинались проблемы с кожей, легкими и голосом. Но зависимость настолько высока, что бросают единицы.

Вред курения очевиден!!!

   Да, вред курения очевиден, тут особо и не надо ни чего доказывать, но тем ни менее все больше и больше людей начинают курить, причиняя своему организму страшный вред от курения

Подростковое табакокурение

   Дети и подростки, копируя поведение своих родителей, и мало зная о вреде и последствиях курения, пристращаются к сигаретам. Детей к курению влечет любопытство, стремление подражать и не отстать от сверстников и казаться взрослыми.

Вред курения для женщин

   Девочки, девушки и женщины, которые всегда были хранительницами домашнего очага, тоже не отстают от моды, которую активно навязывают глянцевые журналы и повсеместная реклама. Никотин для женщины еще более вреден, чем для мужчины, поскольку ей предстоит стать матерью.    Такие женщины рожают как правило больных детей, и не надо говорить, что мол Людка до беременности и во время беременности курила и ничего, родила 3800. Не надо быть такой наивной дурочкой, Вы не доктор и не знаете обо всех тонкостях детского здоровья, это может все еще сказаться только впереди. Больно видеть, как на наших улицах все больше и больше появляется курящих школьниц, которые идут с сигаретой в зубах, уже не стесняясь прохожих и учителей. А на вопрос: что же Вы делаете? Смотрят как на дурака и истерично гогочут уже полу осипшим голосом. Действительно только человек с твердой психикой и железным стержнем внутри может выстоять в этом адском мире, где даже в аэропортах и вокзалах подходят молодые красивые девушки и предлагают попробовать новые сигареты, увлеченно рассказывая какие эти сигареты «супер легкие» и «супер безвредные» с «супер угольным фильтром». Сигареты раздают совершенно бесплатно, потому что табачная мафия прекрасно знает, что курильщик им все вернет с лихвой. Поистине верх предела, когда девушка подросток ходит и предлагает сигареты таким же девушкам подросткам как она сама. Что тут поделаешь? Чей-то человеческий мозг способен решать задачи века, а чей-то не способен осознать вред, который он причиняет не только себе, но и другим.

   P.S.: Для тех кто курит! Надеюсь, Вы найдете в себе силы бросить курить. Поменяйте круг своего общения, если на то пошло! Ищите единомышленников, они Вам помогут, еще остались люди способные протянуть руку помощи, в конце концов, ведь всегда Русь этим славилась!!!

свернуть

  Профилактика нарушений зрения у школьников

 

      Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

  Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

   Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

   Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

      Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

      Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

  Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость.

      Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

     Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

   С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную -предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную -предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

Профилактические мероприятия

по предупреждению нарушений зрения у школьников.

     Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время .В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

   Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

   Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

     В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

      На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

     Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

   Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

       Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школе и в домашних    условиях.

   При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.

      Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

      Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

    Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

    Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач офтальмолог во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

  Как всякая зрительная работа, просмотр телепередач может привести к утомлению, особенно если проводится в неблагоприятных условиях. Напряжение зрения объясняется не какой-то особой спецификой телевидения, а скорее тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования, и ежедневный просмотр телепередач может стать дополнительной нагрузкой на зрение. Нужно помнить, что с возрастом непрерывно совершенствуется работа зрительного аппарата (это связано с ростом и развитием самого школьника). В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддается различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Зрительная работа у детей младшего школьного возраста 5—7 ч в день (30—42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста еще больше — 8—10 ч в день (48—60 ч в неделю).

     Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.

    Экспериментальные исследования показали, что наибольшее утомление и напряжение зрения у людей возникает при слишком близком расположении к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах. В семье каждый имеет свое излюбленное место перед телевизором. Вот лучше всего и расположиться удобно в кресле, на стуле (обратите внимание, они не должны быть слишком мягкими), на расстоянии не ближе 1-2 м от черно-белого телевизора и 2-3 м от цветного. Сидеть дальше 5-5,2 м от телевизора не рекомендуется. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже. Если школьник носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение.

     Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность и возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают.

     Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшает видимость, что создает дополнительное зрительное напряжение. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.

 Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

 Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

  Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

     Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

    Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

свернуть