Структура написания анализа воспитательной работы в классе за 20 /20 учебный год
Обоснование деятельности за отчетный период:
- цель и задачи, стоявшие в отчетном периоде;
- проблемы, над которыми работал классный руководитель;
- приоритетные направления и пути, выбранные для решения этих проблем.
Участие в реализации общешкольных задач и деятельность по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом:
- тематические мероприятия по реализации задач (формы, цель, тематическая направленность и практическая значимость);
- проблемные ситуации, выявленные в ходе работы по решению задач, пути их разрешения;
- выводы о качестве работы на основании психолого- педагогических исследований.
Обобщение выявленных проблем за отчетный период, определение приоритетных направлений и путей их разрешения, постановка общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.
Программа изучения ученического коллектива
1. Состав класса.
а) возрастной состав;
б) познавательный уровень;
в) работоспособность и успеваемость;
г) общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполне- :е общественных поручений.
2. Сплоченность класса.
а) есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, к учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к делам класса;
б) любят ли все вместе проводить время в школе и вне её, вместе развлекаться или совместно учиться;
в)дружат ли мальчики и девочки;
г) нет ли в классе круговой поруки;
д)переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли свой коллектив.
3. Организованность класса.
а) умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять;
б) умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга;
в) подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.
4. Общественное мнение класса.
а) какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие - осуждают;
б) как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение;
в) есть ли расхождения между тем, что говорят, и тем, что делают.
5. Характер связей в коллективе.
6. Актив класса.
7. Связь классного коллектива с общешкольным коллективом.
8. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.
Рекомендации к анализу работы на конец четверти
Итоги работы в конце четверти подводятся на итоговом классном собрании при обсуждении следующих вопросов:
- Отношение учеников класса к учёбе.
- Отношение учеников класса к дежурству по классу.
- Обсуждение прошедших внеурочных дел.
- Определение учеников, которые заслуживают благодарности за активное участие в делах класса.
- Оценка работы старшего дежурного в конце четверти.
- Оценка участия класса в общешкольных делах (что удалось, что не понравилось).
Классный руководитель продумывает следующие вопросы:
- Какая задача ставилась как основная?
- Что удалось и что не удалось?
- Вытекающая из анализа основная задача на следующую четверть
- Результаты индивидуальной работы. С кем надо работать индивидуально и следующей четверти, какие стоят задачи?
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ:
выявить уровень сплоченности коллектива:
- работают отдельные учащиеся класса, выполняют отдельные поручения;
- работает актив класса;
- каждый ученик класса активно включен в воспитательный процесс; Анализ работы органов самоуправления класса:
- учитель возглавляет работу, сам раздает поручения;
- дети по заданию учителя собираются, сам раздает поручения;
- дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;
- класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнен] Участие класса в общешкольных делах:
- какое дело вызвало наибольший интерес;
- сколько детей имело поручение в общешкольном деле. Каковы результаты участия детей в целевой программе класса:
- сколько детей имели поручения и выполняли их;
- понравилась ли детям форма отчета;
- хотят ли они продолжать работу на следующий год по своей целевой программе; Работа с трудными детьми:
- удалось ли вовлечь трудных детей в работу класса;
- какие поручения давались;
- какие дела были самые для них интересные; Работа с родителями:
- кто из родителей не был ни разу на собрании;
- какие вопросы в воспитательной работе класса родителей интересовали больше всего;
- какие совместные дела детей и родителей получались.
-
Советы по профилактике подросткового
суицидального поведения.
1. Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;
2. Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без
внимания;
3. Дать возможность высказаться и внимательно выслушать;
4. Не употреблять общие фразы "Да ты не думай об этом", "Ну, все не так
плохо", "Не стоит этого делать" и т.д. Это может привести к обратному
эффекту;
5. Отговаривая, не давить на чувство долга. Это может подтолкнуть к
роковому шагу: "А вот посмотрим, значу ли я что-нибудь для вас! ";
6. Установить доверительные, заботливые взаимоотношения, проявлять
интерес к любым проблемам;
7. Не стыдить! Не спорить! Спор блокирует дальнейшее обсуждение;
8. Задавать прямые вопросы: "Ты думаешь о самоубийстве. Каким
образом? Что будет потом?". Не бойтесь говорить об этом с подростком.
Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревогу. Беседы не могут
спровоцировать убийство, тогда как избегание этой темы увеличивает
тревожность, обсуждение же помогает "выпустить пар", выплеснуть эмоции;
9. Обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
10. Помогать подросткам ставить реальные цели в жизни и стремиться к
ним;
11. Ни при каких обстоятельствах не применяйте наказания;
12. Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с детьми;
13. При малейшем подозрении на суицид – обращайтесь к специалистам!
Группа риска:
1. Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки,
злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
2. Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были
свидетелем её, либо такой случай был в семье.
3. Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
4. Подростки в состоянии сильного стресса.
Требования к проведению беседы с подростком,
размышляющем о суициде
Во время самого диалога взрослому рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;
• правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
• постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• привести конструктивные способы ее решения;
• одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Заключительные рекомендации
Самоубийство не является громом с ясного неба:
учащиеся с суицидальными наклонностями весьма яснопредупреждают окружающих о своих намерениях и оставляютмного возможностей для принятия соответствующих мер.
Превенция самоубийств является для учителей и другихработников ОУ задачей огромной стратегической важности, длярешения которой необходимо:
- своевременное выявление учащихся с личностныминарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;
- формирование с детьми и подростками более близкихотношений путем доверительных бесед с искреннимстремлением понять их и оказать помощь;
- облегчение душевных страданий;
- проявление наблюдательности и умения своевременногораспознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;
- оказание помощи в учебе ученикам с низкойуспеваемостью;
- контроль посещаемости занятий и прогулов;
- предотвращениезлоупотребления алкоголем и наркотиками.
От заботливого человека, находящегося рядом в трудную минуту,
зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое
главное, надо научиться принимать детей такими, какие они есть. Ведь это
мы, взрослые, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии,
получаем результат воздействия, результат своего труда.
Будьте внимательны и помните:
лучшая профилактика суицидального поведения –
своевременно оказанная педагогическая и
психологическая поддержка!