Учителям

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Обнаружив ребенка с признаками  девиантного поведения желательно поставить перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям в преодолении трудностей.

1. Прежде всего, о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.

 

Советы учителя ребенку:

• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось:

• если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;

• выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, кончай с ним;

• не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;

• не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.

Нет ребенка, который не хотел, бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может.

 

 

Несколько практических рекомендаций,

которые могут пригодиться каждому учителю.


Взаимодействие с трудными детьми учителю хорошо бы начать с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него?
Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается. Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на поступки, которые дадут повод говорить о переводе в спецшколу.

 «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».

Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить.
В этой связи совет: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».

1.Найдите оправдательный мотив
Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он…». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив.

2. Научитесь прощать
Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.

3. Обезоруживайте спокойствием
Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов.  
По сути, это способ научить ребенка правильному общению с миром. И постепенно, хотя и не скоро, ребенок научится выражать свои мысли спокойно и без агрессии.

4. Договаривайтесь с родителями
  Если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него проблема вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?».
Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок.
Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть. Но надо стараться, искать доходчивые аргументы. С одним папой  удалось найти общий язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили к тому, что вы понимаете только когда вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду бить и объяснять, что ребенка бить не надо».

5. Не усложняйте ситуацию
Есть простые психологические приемы.
Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое.

Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником.

Психологические рекомендации  для учителей, готовящих детей к экзамену

 

• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

 • Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

 • Помогайте избежать ошибок,  настраивайте  на  то,  чтобы  школьник  максимально  реализовал  свои  возможности  в  период  проведения экзамена.

 • Поддерживайте выпускника при неудачах, вселяйте  уверенность  в  том,  что  в  школе  ребёнок  учится  и  ошибки  при  получении  знаний  неизбежны.

 • Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

 • Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

 • Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

 

Советы психолога педагогам при подготовке к экзаменам

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Такие тренировки с учащимися позволят реально повысить экзаменационный балл. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать, причем именно тогда, когда нужно. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета.
Уверенность в себе - это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время.

В Ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов.             Как это можно сделать?

 

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях - как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как Вы оцениваете их мысли о возможном провале - они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача - как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем - напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет Вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием - это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов  как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым - возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.

4. А помните ли Вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли Вы какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если Вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с Вами в рамках методического объединения. Возможно, Вам удастся создать для Ваших выпускников своеобразную «копилку» приемов усвоения знаний.

5. Используйте при подготовки такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект - это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта - на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.

6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они Вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами. 

 

Организация учебной работы в классе и привлечение родителей к организации внеучебной жизни класса.

Урок — это основная, организационная форма учебной работы в классе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (классом) по твердому расписанию, руководя коллективной, познавательной деятельностью, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических и воспитательных задач в соответствии с учебной программой.

Требования к уроку:

1)Четкость и определенность основной дидактической задачи, и соответствие ей структуры (построения) урока.
В тематических планах каждая тема учебной программы делится на ряд уроков, и каждый урок решает свою или несколько задач. Учитель выбирает для каждого урока ту основную дидактическую задачу, которую следует решить на данном этапе обучения.

2)Единство образовательных и воспитательных задач.
Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор, формировать новые или совершенствовать ранее приобретенные умения и навыки. От урока к уроку, как со ступеньки на ступеньку, учащийся передвигается вперед по бесконечной лестнице познания.
В то же время урок должен иметь большую воспитательную ценность, оказывая своим содержанием, методами и организацией воспитательное влияние на учащихся, формируя у них научное мировоззрение, идейную убежденность, нравственные свойства личности.

3)Разнообразие методов обучения, соответствующих задачам и содержанию урока и каждой его части.
Использование на уроке различных методов обучения позволяет оказывать более разностороннее влияние на учащихся, повышает у них интерес к уроку, стимулировать их активность и самостоятельность.

4)Рациональное сочетание различных форм занятий: общеклассных, групповых, и индивидуальных.
Сочетание различных форм занятий на уроке обеспечивает дифференциацию обучения школьников. При объяснении учащимся нового материала используются общеклассные формы обучения: при опросе, организации упражнений и лабораторных работах - групповые и индивидуальные.
Наличие дидактических материалов по ряду учебных предметов (карт, учебных пособий, таблиц, индивидуальных наглядных пособий) создает большие возможности варьировать объем заданий, степень их сложности, характер оказания помощи отдельным ученикам.

5)Сочетание активности познавательной деятельности учащихся с руководящей ролью учителя.
Какие бы формы и методы не использовал учитель на уроке, его роль всегда остается ведущей. Учитель организует на уроке изучение нового материала и повторение пройденного, самостоятельную работу учащихся и проверку усвоения знаний, умений и навыков, решает разнообразные учебные и воспитательные задачи, развивает познавательные способности учащихся  и во всех видах деятельности учащихся остается главной фигурой, руководителем и организатором учебно-воспитательного процесса.

6)Связь урока с предыдущими и последующими уроками.
Работа учителя по теме всегда связана с разработкой системы уроков, которые решают свои задачи и тем самым обеспечивают усвоение всего материала по теме. Однако каждый урок - это лишь отдельное звено в системе уроков, а поэтому он не может быть изолирован от предыдущего и последующего. Повторяя на уроке пройденное, учитель всегда ориентируется на предшествующий урок или на целую серию уроков, если повторение носит обобщающий характер. В то же время новый материал, пройденный на данном уроке, служит основой для построения следующего урока.

7)Учет возрастных особенностей учащихся.
Содержание, построение урока и подбор методов обучения во многом определяются возрастными особенностями учащихся. Чем младше учащийся, тем меньший объем материала он сможет освоить, тем разнообразнее построение урока и подбор методов обучения.
Внимание младших школьников еще недостаточно устойчиво, восприятие недостаточно целенаправленно, мышление в значительной мере конкретно, волевые проявления неустойчивы. Поэтому включение учащихся в различные виды деятельности, широкое использование наглядности, внесение игровых элементов, определение оптимальны доз для изучения нового и закрепления пройденного материала, все это откладывает отпечаток на содержание и построение уроков. Уроки с учащимися старшего возраста обычно более однотипны, они могут проводиться в виде лекции, контрольного опроса, лабораторной работы и. д.

8)Создание благоприятных условий для обучения и воспитания учащихся на уроке.
Данное требование предусматривает не только создание благоприятных гигиенических условий на уроке (освещение, температура в классе, соответствие школьной мебели возрасту учащихся, их размещение и т. д.), но использование психологической атмосферы, благоприятной для ведения учебно-воспитательного процесса. Это во многом зависит от особенностей коллектива класса.

  1. Родители и педагоги –две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых не возможно преувеличить У обеих сторон есть свои преимущества. свои достоинства, своя специфика.

    В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися..
    Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом, в области педагогики и психологии, он помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания. В корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.

    Классный руководитель выполняю очень важные и ответственные задачи. Его задача -это поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что в конечном счёте меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

    Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка, прежде всего, Человека, которому можно доверить самое дорогое.

    Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

    Партнерство классного руководителя и семьи предполагает установление за­интересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.


    Актуальностьданной проблемы заключается в необходимости обеспечения преемственности и последовательности семейного и школьного образования в целях успешного формирования и развития личности ребенка в современных условиях.

    Предполагаемый результат партнерства классного руководителя и семьи:

    - высокий уровень сплоченности детского коллектива и коллектива родителей;

    - свободная, творческая, социально-ориентированная личность, личность, способная к саморазвитию и самореализации

    - активное участие родителей и учащихся в общественной жизни.

    Направления сотрудничества классного руководителя с родителями :
  2. Просвещение родителей:

o    Конференции;

o    Индивидуальные и тематические консультации;

o    Родительские собрания;



2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • Помощь в организации праздников, классных часов, экскурсий, оформлении класса и внеклассных мероприятий.


Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:

  • Участие родителей класса в родительском комитете класса и школы.

    Классный руководитель при общении с семьями обучающихся должен соблюдать следующие правила:
  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей обучающихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей обучающихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Взаимодействие школы и семьи должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Основная задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

         Одно из направлений деятельности классного руководителя – это семья, в которой растёт, формируется, воспитывается ученик.

                  В практической работе с родителями учащихся педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

         Одной из нетрадиционных форм работы с родителями являются тематические консультации. Тематические консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические консультации могут быть проведены для родителей,  если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребёнком, с его ближайшим окружением, делать это надо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по её решению.

         Требования к проведению консультации:

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и самого классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривается ими самими с разных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. Результаты не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

         Темы консультаций для родителей могут быть такими:

– Самостоятельность ребёнка во время выполнения домашних заданий. Как её развивать?

– Как развить у ребёнка интерес к чтению?

– Ваш ребёнок в коллективе детей;

– Друзья в жизни ребёнка;

– Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребёнка… и другие темы.

         Однако нужно помнить, что тематическая консультация полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребёнку.

         Но не нужно увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании.

                  Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Эта форма работы прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

         Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными.

Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя:

– Друзья моего ребёнка;

– Праздники нашей семьи;

– «Можно» и «нельзя» в нашей семье;

– Как научиться говорить спасибо своему ребёнку?

Такие темы позволяют не только высказывать своё мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определённые выводы, чему-то научиться. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребёнка спокойно и без истерик, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

          Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса.

         Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена и многое другое.

         Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, – создайте необходимые условия для общения с вами;
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали;
  • То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее!
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!

Рекомендации классному руководителю по проведению

совместной работы с родителями

  • Перед началом совместной работы лучше "оставить за дверью" плохое настроение.
  • Отведите на проведение занятия не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
  • Не забудьте "золотое правило": начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Дайте понять родителям, что вы тоже волнуетесь за судьбу их детей.
  • Родитель должен уйти  с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.

 Памятка для учителей

Как заметить приближающийся суицид?

 Обратите особое внимание на Вашего ученика, если заметите в его внешности, поведении, разговорах следующие особенности:

  потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;

  частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

  необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

  постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

  ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

  уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

  нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

  погруженность в размышления о смерти;

  отсутствие планов на будущее;

 внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Всё вышеперечисленное является признаками эмоциональных нарушений, способных привести подростка к самоубийству.

 Чем Вы можете
помочь такому ученику?

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Предотвращение самоубийства состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, – ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

2. Нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца  психически больной. Суицид – не повод для осуждения. Да, человек выбрал не самый лучший способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

3. Установите заботливые, доброжелательные взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и поведением; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

5. Не давите на чувство долга. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали.

6. Не предлагайте неоправданных утешений.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», – и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

7. Предложите выходы из проблемной ситуации. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», – попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Постарайтесь выяснить, что остается позитивно значимым для человека и что может помочь ему справиться с возникшей ситуацией.

8. Вселяйте надежду. Не имеет смысла говорить: «Не волнуйся, все будет хорошо», когда все хорошо быть не может. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящий, а самоубийство не бесповоротно.

9. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности.

10. Обратитесь за помощью к специалистам. Если Вы заметили в поведении, внешнем виде, при разговоре с учеником возможные признаки приближающегося суицида, не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не бойтесь обратиться за помощью к психологу учреждения. Это станет большим вкладом в помощь данному ученику.