Мероприятия

Ответственность родителей за воспитание детей

Ответственность родителей за воспитание детей

Что Вам необходимо об этом знать?

Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще в нашем обществе говорят о безразличии родителей к судьбе ребенка.

Каковы основные обязанности родителей?

Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь: «Родители или лица их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении».

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.

Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе, а также  помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом.

Частями 1 и 2 ст. 76 КоБС установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства.

Статья 77 КоБС  регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании. Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение не отвечает интересам ребенка.

Чем грозит родителям недосмотр за детьми или неисполнение родительских обязанностей?

В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в видештрафа в размере до десяти базовых величин.

Ч. 1 ст. 17.13 КоАП предусматривает вынесение предупреждения или наложение штрафа в размере до двух базовых величин за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с 23.00 до 6.00 вне жилища.

К родителям применяют административные меры (объявляют предупреждение  или налагают денежный штраф)  также и за:  

- совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. КоАП);

- появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (19.3. КоАП).

В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.

Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия, как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также, если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч. 1 ст. 85-1 КоБС.

В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) родители несут уголовную ответственность за:

- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);

- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);

- за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).

Социальные гарантии государства.

С целью социальной защиты и материальной поддержки семей государством предусмотрены следующие виды пособий: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.

К пособиям по материнству относятся: - пособие по беременности и родам; - пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.

К семейным пособиям относятся:

- пособие в связи с рождением ребенка; - пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; - пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых настоящим Законом (далее — пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей); - пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека; - пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

К пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком относятся: - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет); - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; - пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.

Семья приобретает статус многодетной при рождении третьего ребенка и при наличии в живых остальных детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается выдачей удостоверения многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе неполным, имеющим на иждивении и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии семьям, воспитывающим детей (в большей степени они касаются женщин).

Государственные гарантии прав предоставляются также и в сфере образования. В соответствии со статьей 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования.

Обеспечение горячим питанием в учреждениях образования не относится к вопросу получения бесплатного образования. Однако некоторым категориям семей оказывается государством льгота и по оплате за питание несовершеннолетних обучающихся.

В каких документах конкретно установлены обязанности родителей по воспитанию детей?

Пунктом 1 ст. 33 Кодекса Республики Беларусь об образовании установлено, что родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители являются законными представителями несовершеннолетних обучающихся.

Статьей 11 данного Кодекса определены компоненты системы образования. Один из компонентов системы образования – это участники образовательного процесса при реализации образовательных программ (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники).

В статье 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании определены  цель, задачи и  требования к воспитанию в системе образования.

Дошкольное образование – это уровень основного образования в Республике Беларусь. Система дошкольного образования включает в себя участников образовательного процесса и образовательную программу дошкольного образования.

Срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования определен в ст. 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет до 5 лет 10 месяцев, и может быть увеличен на 1 год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.

Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом. Базовый компонент учебной программы – это минимальное обязательное содержание дошкольного образования, которое соотносится с целью дошкольного образования, имеет развивающую и воспитывающую направленность. Содержание в образовательных областях учебной программы представлено по годам жизни ребенка  в форме задач, адресованных взрослому, решение которых направлено на развитие ребенка:

от рождения  до одного года

от одного года  до двух лет

от двух до трех лет

от трех до четырех лет

от четырех до пяти лет

от пяти до шести лет

от шести лет до семи лет.

Таким образом, Государство, предоставляя родителям возможность нахождения в социальном  отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет и выплачивая установленные пособия, нацеливает Вас на самостоятельное освоение содержания образовательной программы соответствующего периода жизни ребенка.

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и тем не менее не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

Странно слышать, когда жалуются: “ Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает много, да все без толку”. Я думаю: а какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пустом, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Первые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. Как тяжко живется ребенку, от которого требуют, чтобы он во всем и непременно был первым, которого постоянно попрекают: “Вот на родительском собрании хвалили Николаева. У него, сказали, блестящие результаты по математике. А ты?”

Одна из газет рассказала печальную историю. Была семья: мама, папа, трое детей. Двое старших – дети как дети. А с младшей Маргаритой случилось следующее: она училась в 1 классе, когда в этот город приехали опытные тренеры по гимнастике. Они открыли гимнастический класс в этой школе и набирали туда девочек. Попала туда и Маргарита. Поначалу она ни чем не отличалась от остальных, никаких особых надежд не подавала. Но тренеры что-то в девочке почуяли. Они занимались с ней самоотверженно, увлекались сами и увлекали ее. И на первых же крупных соревнованиях Маргарита обратила на себя внимание специалистов. Девочка поразила их изяществом, прыгучестью. Не успели соревнования окончиться, а маленькая девочка (2-й класс) вернуться домой, как к родителям пожаловал тренер из другого города. И начались соблазны. В этот раз родители от этого соблазна удержались. А когда Маргарита начала делать настоящие успехи и приняла участие в заграничных поездках, в душу матери закралось сомнение: а все ли извлекается из этого удивительного дара, которым наделена дочка. Не обошлось и без доброжелателей: дескать, почему бы не перебраться в большой город; почему бы не перевести в другое общество, где лучшие условия. Словом: сказка о рыбаке и рыбке. Но Маргарита оказалась твердым орешком. Она и слушать ничего не хотела. Дочка сказала “нет” – но мама не отступила и началась война. Какими только уловками не пользовалась мама, чтобы сломить дочкино упрямство. К каким только мерам не прибегала. Вплоть до физического воздействия. Девочку били ремнями за то, что она, вопреки материнскому запрету, пошла на тренировку. В ответ девочка убежала к тренеру домой. Несколько месяцев не виделась с матерью, отцом, сестрой, братом. А потом дочернее чувство взяло верх – вернулась. И тут мать поставила перед ней вопрос жестко: или она переходит к другому тренеру или они переезжают в другой город. И девочка предпочла отъезд. Ее зачислили в специальный спортивный интернат – все, как хотела мама. И что же? То ли сказались месяцы без тренировок, то ли тренер знала какой-то секрет, но от былых успехов и следа не осталось. На ответственных соревнованиях выступила неудачно. И не только гимнастику потеряла девочка, а еще и уважение к себе. Девочка чувствует, что не оправдывает надежд, она стала не нужна новым тренерам. И ей самой ничего не нужно. Вот такая плата за разгулявшиеся родительские амбиции.

К сожалению взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Мальчик принес из школы домой коробку цветных карандашей и сел рисовать. – Откуда они у тебя? – спросила мать. – Ребята дали. Мать удовлетворилась этим ответом. Через несколько дней у мальчика появилась новенькая ручка, блокнот, детская книга. Когда отец спросил, откуда они, тот ответил, что ручку он выменял на свою, блокнот подарили, книгу дали почитать. Отец успокоился. А мальчик становился заправским воришкой. У его одноклассников пропадали вещи. Ребята возмущались пропажами, подозревали один другого, старались не выходить на перемене в коридор. Учительница чувствовала свое бессилие. Когда однажды у девочки пропала из портфеля библиотечная книга, один из учеников заявил, что видел ее в парте этого мальчика. Одноклассники подбежали к его парте и … увидели книгу. Стоит ли говорить о том, как тяжело отозвалось на всех это событие. Слезы матери, обсуждение поступка мальчика, недоброжелательное отношение к нему товарищей. А ведь всего этого могло не быть, прояви родители хотя бы элементарную тревогу при первом же подозрительном случае. – “Как он мог ? – плача восклицала мать. – Ведь в нашей семье никто никогда ничего чужого не взял! Да и зачем Олегу брать чужое. Живем в достатке. Неужто я не купила бы ему этих карандашей. Нет, это Володька его научил”. Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать: ” Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что рассматривая родительскую должность как в высшей степени творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

Система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

1 июня во всем мире отмечается Международный день защиты детей, праздник – напоминающий обществу о необходимости защищать каждого ребенка, чтобы дети всего мира росли здоровыми и счастливыми.

Правовую основу регулирования прав ребенка в Беларуси составляет Конституция, международные договоры, Закон «О правах ребенка» и иные акты законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 66 Кодекса о браке и семье (далее — КоБС) семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством. На семью возлагается ответственность не только за воспитание и содержание несовершеннолетних членов семьи, но и за защиту их интересов.

На семье лежит обязанность содействовать реализации прав и законных интересов всех ее членов, определяя формы, средства и методы воспитания детей (ч. 2 ст. 65 КоБС).

Дети в силу возраста и отсутствия полной дееспособности не способны сами в полной мере защищать свои права и законные интересы. Поэтому их права и законные интересы обязаны защищать их родители. В отсутствие или в силу недостаточности родительского попечения защита их прав и законных интересов возлагается на опекунов, попечителей или организации, которые в соответствии с законодательством являются их опекунами, и под надзором которых находятся несовершеннолетние. Защита прав и законных интересов детей обеспечивается также комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом. Координирующим органом является Министерство образования.

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями или одним из них, а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании и содержании детей, своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, отрицательном влиянии на поведение детей, жестком обращении с ними, дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд. Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Необходимо отметить, что ребенок в возрасте 14 лет и старше имеет право на получение юридической помощи для защиты своих прав и свобод, в том числе, право в любой момент пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях, и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей). Данное право закреплено в ст. 13 Закона о правах ребенка и ч. 2 ст. 6 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

Юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей, оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством (ч. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 года «О правах ребенка»).

Частью 3 ст. 59 Гражданского процессуального Кодекса Республики Беларусь предусмотрено право лиц, достигших 14 лет, самостоятельно обращаться в суд.

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние.

Уголовным Кодексом Республики Беларусь предусмотрена ответственность родителей, педагогических работников или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, за вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией (ч. 3 ст. 171-1 УК Республики Беларусь),  за вовлечение несовершеннолетнего в совершение  преступления (ч. 2 ст. 172 УК Республики Беларусь), за вовлечение несовершеннолетнего родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которые возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, в систематическое употребление спиртных напитков, либо систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество ( ч. 2 ст. 173 УК Республики Беларусь), за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении (ст. 174 УК Республики Беларусь), за злоупотребление правами опекуна или попечителя (ст. 176 УК Республики Беларусь).

Трудовым Кодексом урегулирован  труд работников в возрасте до 18 лет.

Уголовно-процессуальный Кодекс содержит нормы, посвященные особенностям допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе производства по уголовному делу.

Гражданский Кодекс устанавливает дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Это далеко не полный перечень правовых актов, обеспечивающих соблюдение гарантий и прав ребенка в Республике Беларусь.

Приоритет детей в нашей стране является общепризнанным принципом регулирования общественных отношений. Защита детей – это сегодняшнее благополучие и завтрашнее будущее нашей страны.

свернуть

Облаушко Надежда Петровна провела групповую консультацию

16.04.2021

16 апреля для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования Облаушко Надежда Петровна провела групповую консультацию

Детские страхи: причины и последствия

     Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал страха. Обеспокоенность, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

  • Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней;
  • Как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

     Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

    Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

     Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

   В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

  • Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.
  • Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.
  • Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Эффективные методы и приемы преодоления детских страхов:

  1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижения комфортности в общении, в ожидании новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). При этом большое внимание уделяется в детском коллективе атмосфере принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его ценят несмотря на успехи.
  2. Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с моментами, которые вызывают у него тревогу и страх.
  3. Метод «реагирования» страха, тревоги, напряжения, которая осуществляется с помощью игры-драматизации, где дети с помощью кукол изображают ситуацию, связанную со страхом.
  4. Манипулирование предметом страха (приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах») в ходе этой работы ситуации и предметы страха изображаются карикатурно.
  5. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить смелого и труса, доброго и злого и тому подобное.
  6. Сказкотерапия(в игре ребенок становится смелым героем сказки или мультфильма, предоставляет любимому герою роль защитника).

Советы родителям

по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

  • Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.
  • Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.
  • Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.
  • Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.
  • Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.
  • Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.
  • Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.
  • Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.
  • Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

     Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

     Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Игры на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

      Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

   Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

     Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

 

Уважаемые родители!

Замечали ли вы, что ваш ребенок подергивает глазом, повторяет одно и то же движение несколько раз, пожимает плечами время от времени? Если да, то вероятнее всего, вы столкнулись с детскими неврозами. От чего возникают такие состояния? Как могут проявляться? И, главное, как с ними бороться? Предлагаем вашему вниманию консультацию

«Неврозы у детей: симптомы и лечение»

       Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, которые очень легко относятся к неврозам. Мол, перерастет. Не перерастет! Невроз не может исчезнуть сам по себе, а вот усилиться – очень даже. Поэтому самый минимальный невроз требует помощи специалиста, а также внимательного и заботливого отношения со стороны родителей.

Как возникают неврозы?

  1.    Основные причины кроются в психологических травмах, которые дети получают из-за хронических стрессов, в числе которых постоянные ссоры в семье или агрессивная обстановка в детском коллективе. Также острые стрессы и испуги довольно часто вызывают такие явления, как резкий звук в темноте, авария, падение.             2. Не последнюю роль играет наследственная предрасположенность, заболевания мамы во время беременности, и болезни, перенесенные самим ребенком.             3. Длительное недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки также могут служить причиной формирования детских неврозов.     4. Чрезмерное давление родителей, излишняя строгость в семье и тотальный контроль или, напротив, полная свобода действий и, как результат, неуправляемое поведение ребенка, могут стать причиной детских неврозов и тиков.

Какие бывают неврозы?

  1. Невроз страха - чаще всего проявляется приступами паники и страха перед сном. Малыши не хотят идти в кроватку, отказываются спать без света, плачут и просят родителей быть с ними.
  2. Истерический невроз возникает на фоне обиды за отказ в новой игрушке или очередной серии мультфильма, несправедливое, на его взгляд, наказание, нежелание выполнить то или иное требование малыша. Проявляется истерический невроз припадками, с ревом, криками, ударами об пол. Лицо таких деток краснеет, а в тяжелых случаях развивается даже кратковременная истерическая слепота. У такого припадка всегда должны быть зрители, детки никогда не устраивают сцен наедине с собой.
  3. Невротическое заикание является одной из форм невроза и встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Как правило, в основе нарушения речи у ребенкалежит сильный испуг, разлука с родителями или любая другая психологическая травма.
  4. Невротические расстройства сна случаются довольно часто. Малыши, страдающие этим недугом, плохо засыпают, неспокойно спят, часто вскрикивают во сне и просыпаются. У некоторых ребятишек даже развивается хождение во сне, или лунатизм.
  5. Невротический энурез проявляется неосознанным недержанием мочи у детей, возникающем на фоне психологических расстройств. Чаще всего «мокрые неприятности» происходят ночью. Учащение эпизодов энуреза происходит всякий раз после физических наказаний и психических стрессов.

Как помочь ребенку при неврозе?

      Для начала родителям следует пересмотреть свое отношение к ребенку и собственные взгляды на воспитательный процесс. Только в семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут быть здоровые дети.      Непосредственным лечением неврозов занимается детский психотерапевт. Он разбирается в каждой конкретной ситуации, ставит диагноз, выявляет причины неврозов и устанавливает степень их тяжести. И уже основываясь на всех этих данных, назначает соответствующее лечение (терапия при помощи сказок или игры, гипноз, лечение травами и лекарственными средствами).        

      Помните, что психологическое здоровье детей во многом зависит от родителей – их настроения, поведения, отношения к дочкам-сыночкам и жизни в целом! Создавайте теплую, душевную атмосферу дома, будьте заботливы и ласковы ко всем членам семьи и тогда неврозы обойдут вашу семью стороной!                                              

свернуть

«Обучение и воспитание детей в семье»

16.04.2021

Лешкевич Валентина Михайловна 16 апреля провела консультацию для родителей

 «Обучение и воспитание детей в семье»

   Воспитание ребенка – всестороннее развитие и обучение ребенка в соответствии с индивидуально-личностными особенностями.

Задачи семейного воспитания:

Создать благоприятный психологический семейный климат для физического, интеллектуального, нравственного развития ребенка.

Обеспечить защиту и безопасность ребенка.

Обучить навыкам самообслуживания, взаимодействия с людьми и животными.

Передать личный и общественный опыт.

Сформировать социальную активность и устойчивость к вредным факторам среды.

 Решить задачи помогает принцип гуманности, доверие, открытость, системность требований, совместная деятельность родителей и детей.

Виды семейного воспитания:физическое, нравственное, экологическое, интеллектуальное, патриотическое, гендерное.

 Подробнее о видах воспитания. Специфика семейного воспитания: непрерывность, эмоциональность, устойчивость влияния.

       По стилю воспитание бывает авторитарным, попустительским, демократическим:

  Авторитарному стилю присуще родительское давление, требовательность, жесткость. Это способно вызвать недоверчивость и пассивность человека в будущем. При попустительском стиле ребенок предоставлен сам себе. Высок риск развития безынициативности, несамостоятельности.             Демократический стиль благоприятно влияет на личность. Предполагает доверие в отношениях, взаимное уважение, развитие интересов и способностей ребенка. Демократический стиль способствует активности, самостоятельности, целеустремленности ребенка. Кроме авторитарного и попустительского стиля существует еще три вида семейного воспитания, неблагоприятно сказывающихся на развитии личности:

Название стиля

Описание Кумир семьи

Капризам ребенка потакают, его личность ставят во главу стола. Вседозволенность и восхищение формируют завышенную оценку, эгоизм.

Золушка

Ребенка наказывают, от него много требуют. Такой стиль провоцирует занижение самооценки, формирование агрессии. Гиперопека

Чрезмерная забота, которая лишает ребенка самостоятельности, ошибок, личного опыта. Гиперопека больше свойственна мамам, чем папам.

Важно! Родители и прародители должны придерживаться одного стиля воспитания. Рассогласованность мнений вызывает внутренние противоречия ребенка, формирует двуличность характера. Формирование личности ребенка в семье. В процессе воспитания и обучения в ребенке формируется ответственность, умение соблюдать баланс личного и общественного. Под балансом подразумевается уважение других людей с одновременным сохранением индивидуальности. Отечественный психолог 

 Г.М. Миньковский отмечает, что негативное влияние на воспитание оказывают следующие качества родителей: нестабильность эмоций, противоречивость характера; неуверенность в себе, завышенная или заниженная самооценка; эгоцентризм, эгоизм; психологическая ригидность; эмоциональная холодность; требовательность.

  До семи лет у ребенка не развита самооценка. Он оценивает себя, ориентируясь на мнение окружающих людей. От отношения родителей к ребенку зависит его отношение к самому себе в дальнейшем. Важно поддерживать малыша, чтобы ребенок чувствовал любовь.

Лучший пример – личный пример

  Глядя на взаимоотношения родителей, их поведение ребенок делает выводы о том, как должна выглядеть семья. Образ матери – первый образ женщины, который будет влиять в будущем на поведение девочек и выбор супруги у мальчиков. Образ папы – первый образ мужчины для девочки и образец поведения для мальчика. Благоприятное влияние оказывает семейный климат, где царит взаимоуважение. Человек усваивает модель решения конфликтов в детстве. От поведения родителей зависит будущий брак ребенка.

Развитие доброты в малыше. Основа нравственности закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Нравственное развитие происходит через чувствование. Чем эмоциональнее урок доброты, тем крепче он засядет в памяти. Развить доброту помогает сказка. Дети склонны отождествлять себя с вымышленными персонажами. Полезно не только читать сказки и анализировать, но и придумывать свои, завуалировано разбирать актуальные проблемы в семье или окружении малыша. Воспитание уверенного в себе ребенка. Рекомендуется больше хвалить ребенка, даже за бытовые мелочи. Словесная оценка – главное оружие родителей. Похвала – подкрепление желаемого поведения. В силу возраста дети острее реагируют на критику, чем на похвалу. Поэтому так важно правильно критиковать малыша. Уверенность формируется благодаря успеху, решению сложной задачи. Рекомендуется сознательно создавать ситуации успеха для ребенка. Выбирать сферы, в которых наблюдаются способности, давать задание, с которым дитя справится. Но важно не забывать про мотивацию.  

Ребенок – лидер. Склонность к лидерству зависит от коммуникативных умений, уверенности в себе, развитой воли и самоорганизации, адекватной самооценки. Но также влияют врожденные особенности, например, темперамент. Прирожденные лидеры – холерики и сангвиники. Не рекомендуется делать из ребенка лидера, если это не соответствует его темпераменту. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, развивать те способности, к которым есть задатки. Выявить задатки можно в процессе наблюдения за различной активностью ребенка.

  Семейное воспитание закладывает фундамент личности. Семья для ребенка – микромодель общества. От семьи зависит дальнейшее поведение человека в социуме. Результат семейного воспитания – воспитанность. Она бывает трех уровней:

Низкий уровень

Личные мотивы преобладают, отличаются от общественных норм. Ребенок ставит нереальные или ситуативные цели, при малейших трудностях сдается. Нравственные установки не сформированы. Ребенок не знает, что такое хорошо, а что такое плохо.

Средний уровень

Ребенок знает, как поступать не следует, но иногда нарушает нормы. Высокий уровень Ребенок уверен в себе, ставит реалистичные цели и достигает их. Личные мотивы, установки соответствуют общественным нормам.

 Семья – первый институт социализации ребенка. Детский сад и школа – институты вторичной социализации. Они дополняют семейное воспитание, но не заменяют его.

свернуть

Родительский форум «Как заинтересовать ребёнка учёбой?»

05.02.2021 г. для родителей учащихся среднего звена Мамайко Т.Г. подготовила родительский форум «Как заинтересовать ребёнка учёбой?»

Физически стать родителем не сложно, но стать хорошим родителем, способным воспитать порядочного человека, достойного гражданина, самодостаточную личность удаётся не каждому.

В первую очередь нужно помнить, что ребенок – это индивидуальность! Каждый рожден со своими личными качествами, которые не повторяются, поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своё чадо. Они изучают его с первых дней и, только учитывая его особенности, находят оптимальные способы воспитания.

Особенно сложный период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что в получении хорошего образования они несут ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Важно узнать  и понять, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку "вынести" из школы максимальную пользу. Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.  

Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе? Ни в коем случае ничего нельзя делать за него! Необходимо научить его правильно учиться и после этого только направлять и организовывать его действия:

  1. Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, – воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у него такое чувство есть, это залог успеха в учебе и в жизни. Его нужно начинать воспитывать с первых попыток ребёнка сделать что-либо самостоятельно.

Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится! Главное, подбодрить: это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: "У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю", – у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.

Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано.

  1. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Большинство детей страдают тем, что бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Кстати, многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела.  Вы спросите, как же поступить в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Попробуйте мирно и доверительно побеседовать и объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.

Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Даже если ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе, вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но готовы ее выслушать только после окончания решения задачи. И, действительно, после решения задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.

  1. Не запугивайте ребенка.

Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью! Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе. Если он не хочет делать уроки или говорит, что ему неинтересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки. Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

  1. Не ругайте ребенка за плохие отметки.

Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это "двойку". Иногда ученики получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не понял материал и получил "двойку", ему надо помочь разобраться, а не ругать.

Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность больше попрактиковаться.

Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки исправляются, чтобы потом их не повторять.

Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, это упущение взрослых, которые не смогли правильно построить процесс обучения.

  1. Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость.

Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Нередко можно наблюдать картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него. Чаще всего все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, – уже не остается времени на уроки.

«Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой.» (Мишель Монтень).

Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Вообще, родители, принявшие командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок – не подчиненный, он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.

Итак, мы должны заинтересовать ребенка учебой. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь, размышляя и рассуждая по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а значит – он будет выполнять домашнее задание. Если вы создадите ситуацию успеха: он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!

  1. Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа "бестолочь". А то ведь он вам может поверить!

«Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая книжн тайна и великая задача воспитания.» (Ж Санд).

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!

                                

Десять правил повышения успеваемости Вашего ребенка

Правило первоене бей лежачего. "Двойка" – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третьеза двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начинайте с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него сегодня. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушее. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.

Правило четвертоехвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможна более безличной: "Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два". Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестоене скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил" порождает эхо: "Не хочу, не могу, не буду!".

Правило седьмоетехника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыпонимыми целями, не толкайте его на путь заведомой лжи. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на "невнимание" и ошибки "на правила" и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

Правило десятоеоценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо знаках. Для этого используйте "линеечки", графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Советы родителям устами ребёнка

Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я хорошо знаю, что необязательно давать мне всё, что я требую. Я просто испытываю вас. Особенно не давайте мне того, что я хочу, ущемляя вас в чём-то.

Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место и особенно помогает, когда со мной разговаривают как со взрослым. Мне легко в таком случае выполнить справедливые требования.

Не полагайтесь на применение силы в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не давайте обещаний, которые не в силах выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Лучше спросите, смогу ли я выполнить что-то сам, а не решайте, что я мал. Иначе я стану плаксой и нытиком.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам, а то у меня войдёт в привычку использовать вас как прислугу.

Не позволяйте моим "дурным привычкам" привлекать ко мне ваше чрезмерное внимание. Это только вдохновляет меня на продолжение их.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы скажете мне спокойно, с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать моё поведение в самый разгар конфликта. В этом состоянии я вас не слышу и не желаю делать то, на чём вы настаиваете. Будет лучше, если вы это сделаете немного позже.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Я сам знаю, что такое хорошо, а что такое плохо. Лучше вспомните себя в моём возрасте.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, чтобы понять, на что я способен. Вы до сих пор ошибаетесь, называя это опытом.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду защищаться, притворяясь глухим. Лучше поговорите со мной по душам.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я не знаю!

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легче превращаюсь в лжеца. Давайте поговорим попозже.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир. Может, попробуем вместе?

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от болезни, если это привлекает ко мне много внимания. Дайте мне лучше пример здорового образа жизни.

Не пытайтесь от меня отделываться, когда я задаю откровенные вопросы. Если я не получу ответа от вас, я получу его на стороне. Вам это надо?

Никогда  не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Мне будет трудно сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество. Иногда я боюсь просто так, чтобы вы были внимательнее ко мне.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда вами забывается, а нагоняй – никогда.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

свернуть

Информация «Особенности младшего школьного возраста».

29 января для родителей учащихся I-IV классов учреждения общего среднего образования Лешкевич Марина Николаевна подготовила информацию «Особенности младшего школьного возраста».

Поступление в школу вносит значительные изменения в жизнь ребенка, так как в этот период происходит ломка его жизненных стереотипов- от режима дня до значимости его социальной роли. Теперь ему вменяется исполнение общественно важных обязанностей, за которые он получает оценку, что требует концентрации усилий, организованности, внимания, ответственности и т.д. В его жизни появляются новые социальные связи – «ребенок – учитель», «ребенок-одноклассник». Таким образом, он попадает в новый для него мир и оказывается в достаточно сложной ситуации, требующей помощи в адаптации для дальнейшего успешного формирования личностных качеств и постижения учебного процесса, с использованием профессионального педагогического подхода.

    Для правильного построения педагогического процесса необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей, данной возрастной группы, определяющие познавательные процессы.

   Особенности восприятия. В школу дети приходят с достаточно хорошо развитыми простыми видами восприятия: величина, форма, цвет. Однако процесс восприятия пока определяется особенностями самого предмета: обращают внимание не на главное, а на то, что бросается в глаза – яркий цвет, необычная форма и т.д., а также отличается слабо развитой способностью к дифференцированности сходных предметов и объектов, поэтому необходимо обращать их внимание на детали. Постепенно происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом и к концу возраста формируется синтезирующее и дифференцирующее восприятие.

  Внимание у младших школьников пока преобладает непроизвольное и удерживание его возможно благодаря волевым усилиям, высокой мотивации и заинтересованностью. В среднем, в таком возрасте дети могут удерживать внимании на одном предмете в течение 10-20 минут. Постепенно оно активизируется, но в основном остается нестабильным до конца возрастного периода. Поэтому рекомендуется развивать внимание в направлении от  концентрации к самоорганизации и распределению и периодическому переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.

  Произвольная память в начале периода еще недостаточно хорошо развита, находится в состоянии формирования, запоминается в основном материал, представляющий для них интерес. Быстрота и точность запоминания напрямую зависят от эмоций и отношений к запоминаемому. Но, уже отмечается связь памяти и мышления и хорошо развитая механическая память. Постепенно, в процессе учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная, которые к концу периода сформировываются окончательно.

  Мыслительная деятельность детей имеет особое значение, так как именно она является основой интеллектуального и социального развития человека. Процесс формирования мышления у детей данного периода переживает переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логические  рассуждения базируются на конкретном наглядном материале. Впоследствии, в ходе учебной деятельности и усвоения научных понятий развивается и теоретическое мышление. К концу периода уже отмечаются четкие индивидуальные отличия в мыслительной деятельности детей – выделяются «мыслители», «практики» и «художники». Слабая сформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными или ошибочными, серьезно осложняет процесс обучения и снижает его эффективность.

  Основное направление в развитии воображения характеризуется переходом к более реальному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний и представлений. Если у первоклассников воображение опирается преимущественно на конкретные знакомые предметы, то со временем развивается и продуктивное представление, с опорой на образы-представления, формируемые на основе словесного описания; воображение становится процессом управляемым, а создаваемые образы имеют более тесную связь с задачами деятельности.

   Речь опосредует развитие всех вышеперечисленных познавательных процессов и играет важную роль в решении учебных и воспитательныхзадач. Уровень развития речи определяет потребность в общении и познании.

  Активно развивается в этот период и самооценка, зависящая в основном от успехов в учебной деятельности и часто можно наблюдать неадекватно заниженную или завышенную самооценку, отсутствие критичности к себе или повышенную требовательность к окружающим по отношению к собственной личности, что впоследствии может привести к значительным проблемам в виде многочисленных комплексов и неоправданных ожиданий.

  Что касается установления социальных связей, то в данном возрасте дети очень общительны и открыты для возникновения дружеских взаимоотношений со сверстниками, уже обладают достаточным опытом общения и готовы к развитию социальных связей как со взрослыми (ученик-учитель), так и с другими детьми на новом уровне (друг, одноклассник, приятель, класс).

  Таким образом, младший школьный возраст - это период активных изменений и преобразований, являющийся наиболее оптимальным для начала формирования личностных характеристик, мотивов обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития;становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Основные этапы развития младших школьников

   В начальной школе, в возрасте 7-11 лет дети  совершают большие скачки в развитии и познании, они начинают слышать себя и учатся ладить с другими. В этой статье мы собрали подробную информацию о типичных этапах развития младших школьников в возрасте 7- 11 лет.

Важные факты:

Влияние сверстников играет все большую роль в отношениях детей в младшем школьном возрасте.

Первоклассники, как правило, становятся лучше в совершествовании своих бытовых навыков

Во втором и третьем классах дети начинают понимать более сложные идеи, такие как причина и следствие.

Десятилетние и 11-летние дети все больше заинтересованы в том, чтобы проводить время с друзьями.

В четвертом-пятом классах многие дети начинают общаться с более невербальным языком, например, позой и тоном голоса.

Физическое развитие

Первоклассники обычно начинают год нескоординированным и неуклюжим, потому что большие мышцы рук и ног лучше развиты, чем мелкая моторика, используемая для небольших движений.

    В возрасте 7 и 8 лет ваш ребенок продолжает работать над совершенствованием своих физических навыков. Моторный контроль и выносливость могут улучшиться.

   В возрасте 11 или 12 лет девочки и мальчики начинают развиваться с разной скоростью. Девочки имеют тенденцию к росту в возрасте от 9 до 11 лет, в то время как мальчики активно растут в возрасте от 11 до 12 лет.

Рекомендации для родителей:

   Тренируйте мелкую моторику: для этого можно тренироваться с ножницами, научить ребенка плести браслеты из бисера или резиночек, ежедневно тренировать письмо, учить ребенка завяывать пуговицы, шнурки, молнии

Следите за аппетитом ребенка и помните, что ему нужно больше времени для сна

     Танцуйте  с музыкой, возможно, даже добавляя крутые движения, такие как вращение на месте, не двигаясь с одного места

Когнитивное развитие

    В младшем школьном возрасте формируется умение мыслить и умение решать проблемы. Дети склонны говорить на более взрослом уровне и начинают проявлять интерес к конкретным видам деятельности, которые их интересуют. Большинство детей в возрасте возрасте 7-9 лет:

      Ищут причины, лежащие в основе вещей; задают вопросы для получения дополнительной информации

Способны понимать причину и следствие и делать более глубокие связи (например, понимают 6 + 2 = 8, затем 8 — 6 = 2)

     Начинаю планирование вперед; могут создать рисунок чего-либо для построения или план для эксперимента

Увеличивают время внимания; могут сидеть и обращать внимание на то, что их интересует, по крайней мере, 30-45 минут

Любят коллекционировать вещи

     Дети 3-4 классов обычно начинают больше думать об абстрактых идеях, а не о вещах, которые они могут наблюдать. Улучшается умение организовывать мысли и планировать. Тем не менее, вашему ребенку все еще сложно сортировать факты из мнений. Большинство детей:

     Понимают, что мысли являются частными и люди видят других иначе, чем сами себя

    Начинают прогнозирование последствий действия

Могут спорить не только с одной стороной проблемы

     Начинают использовать социальные сети, друзей и новости, чтобы получать информацию и сформировать мнения

   У них развивается чувство ответственности; они могут следить за младшими братьями и сестрами и все больше помогать по дому

Начинают понимать, как все связано; могут понять последствия изменения климата, например, или как поведение или настроение одного человека в доме может повлиять на всех остальных

Языковое развитие

   В течение этого периода развитие языка обычно продолжается неуклонно. Словарь растет, и дети начинают проверять слова, которые они прочитали, но не услышали. К концу третьего класса большинство детей могут делать следующее:

   Понимают, что они читают, и начинают двигаться от «обучения чтению» к «чтению, чтобы учиться»,

Изучают лексику через чтение

Начинают играть со словами, чтобы делать каламбуры; понимать шутки и загадки

Используют «плохие» слова для ударной ценности

Используйте письмо как способ выразить чувства, рассказать истории и обобщить информацию

Социальные и эмоциональные вехи

    Младшие школьники могут быть немного грубыми социально и эмоционально.

   Дети начинают сужаться до нескольких хороших друзей, но эти дружеские отношения могут быстро измениться. К концу третьего класса большинство детей:

    Испытывают моменты крайней незащищенности и нуждаются в большом поощрении от родителей

Часто меняют свое настроение

Испытывают ощущение, что все против них, а затем могут быстро вернуться в состояние,  что все просто отлично

Дети в возрасте 10-11 лет  имеют очень активную социальную и эмоциональную жизнь. В этом возрасте ваш ребенок может изо всех сил пытаться  найти свои таланты, одновременно пытаясь выглядеть как все. 

Дети в этом возрасте часто:

   Не уверены в себе и изменениях в своем телах

Имеют перепады настроения и низкую самооценку (это проявляется более выраженно у девочек).

Проверяют родителей и учителей на прочность,  пытаясь выяснить, какие правила являются предметом переговоров, а какие нет

Все более независимы от семьи и у них растет интерес к своим друзьям

Может столкнуться с сильным давлением со стороны сверстников и трудно сопротивляться, если у них проблемы  с самооценкой

Рекомендации для родителей:

Начните видеть вещи с других точек зрения и включите их в повседневную жизнь

Поддерживайте ребенка

Проводите совместное время досуга и личное время с каждым ребенком

Воспитывайте не словом, а примером

Говорите детям, что любите их и гордитесь ими

Скажите, что ребенок может вам доверять

Развивайте ребенка, не зацикливайте развитие на посещении только школьных занятий и игр в планшет.

Этапы развития младших школьников типичны, но помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Если вы обеспокоены развитием своего ребенка, рекомендуем лично поговорить со своим врачом или учителем. И школа, и врач могут помочь вам разработать план, куда идти дальше. Полезно и важно общаться с другими родителями и предупреждать возможные сложности.

свернуть

Практикум «Садимся за уроки"

Практикум «Садимся за уроки» с родителями учащихся1-4 классов провела учитель начальных классов Лешкевич Валентина Николаевна.

 

"Хорошими людьми становятся больше от

упражнений, чем от природы."

 

Демокрит

 

Актуальность темы.

 

При индивидуальном общении с родителями учеников моего класса выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует много времени.

 

Я задалась вопросом, отчего это происходит, с чем это связано, хотя заданий больше задавать не стала по сравнению с прошлым годом. Почему другие дети с этими же заданиями в данном классе не испытывают трудности и дефицита времени?

 

Данная проблема натолкнула меня на то, чтобы спланировать и провести родительское собрание-практикум на тему “Садимся за уроки”.

 

 

Ход собрания

 

На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображение яблока, груши, апельсина. Родители при входе на собрание выбирают карточку.

 

Такие же эмблемы лежат на столах. Родитель занимает стол соответственно выбранной карточке. Таким образом сложились три рабочих группы.

 

Приветствие:

 

На фоне спокойной музыки каждая группа родителей готовит приветствие всем участникам по выбору на:

 

Президентском уровне;

 

Математическое;

 

Биологическое;

 

Лирическое;

 

От имени сказочного героя;

 

Героя литературного произведения.

 

Введение в тему собрания:

 

Учитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”.

 

- Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

 

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

 

Основная часть

 

Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций.

 

1) А мы делаем домашнее задание по литературе так…

 

2) Мы с женой сразу договорились: пусть Анастасия учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Настя, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что на понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

 

Как вы оцениваете поведение родителей?

 

Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

 

Ваши действия на “двойку” за домашнее задание?

 

3) Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

 

- Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом – в тетради?

 

Примечание: в ходе работы микрогрупп классный руководитель дает пояснения, опираясь на психолого-педагогическую литературу; приводит данные анкет.

 

Беседа учителя.

 

- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

 

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

 

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.

 

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

 

Мне хочется привести пример вот такой работы выполнения домашнего задания:

 

“Мой Даня сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

 

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

 

Воспользовавшись приглашением Даниной мамы, учитель понаблюдал, как Даня учит уроки.

 

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

 

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

 

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

 

дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

 

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов;

 

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

 

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

 

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

 

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Даней, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

 

- Большую роль в организации учебного труда школьника и грает режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

 

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

 

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

 

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

 

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

 

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

 

“Родительские советы”

 

Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания.

 

Можно с юмором;

 

Строками из художественных произведений;

 

Высказыванием мыслителя-философа;

 

Афоризмом.

 

Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное.

 

Рефлексия.

 

Под музыкальное сопровождение родители передают свечу, заканчивая фразу:

 

- Я сегодня благодарен себе за то…

 

Решение родительского собрания:

 

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание;

 

Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;

 

Хвалить за малейшее достижение.

свернуть