Педагог социальный

Категории учащихся, с которыми работает педагог социальный: дети с девиантным поведением, дети из многодетных семей, дети  – инвалиды, дети, находящиеся под опекой, дети из неблагополучных семей 

 Негромкая у нас работа.

Вопросов и проблем – без счета. 

Зато у нас душа открыта для тех, кому нужна защита.

Цель работы – создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждение и преодоление негативных явлений в семье и в школе.

Задачи: 

  • Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
  • Посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьёй, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами.
  • Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержки обучающихся, реализация прав и свобод личности.
  • Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ, участие в их обработке и утверждении.
  • Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности, обучающегося в учреждении, семье, окружающей социальной среде.
  • Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
  • Координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), представителей административных органов для оказания помощи учащимся.
  • Оказание ребенку компетентной помощи в саморазвитии и  самореализации  в процессе    восприятия мира и адаптации в нем;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Формирование у учащихся и их родителей чувства ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
  • Воспитание взаимопонимания и взаимопомощи между учащимися и их родителями.

Информация для размышления

Жизнь - это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь - это красота. Увлекайся ею.

Жизнь - это мечта. Ощути её.

Жизнь - это вызов. Прими его.

Жизнь - это обязанность твоя насущная. Исполни её.

Жизнь - это игра. Стань игроком.

Жизнь - это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь - это приобретение. Охраняй его.

Жизнь - это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь - это тайна. Познай её.

Жизнь - долина слёз. Преодолей её.

Жизнь - это песня. Допой её до конца.

Жизнь - это борьба. Стань борцом.

Жизнь - это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.

Жизнь такая интересная - не разобрать её.

Это твоя жизнь. Завоюй её.

Мать Тереза.

 

Декрет N6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»

28 декабря 2014 года в Республике Беларусь был подписан Декрет N6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».Декретом ужесточена уголовная ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических препаратов.

Декрет вступил в силу с 1 января 2015 года.

Декретом увеличен максимальный срок лишения свободы за действия, связанные со сбытом наркотиков при наличии отягчающих признаков (совершенные группой лиц, либо в отношении особо опасных наркотиков, либо в крупном размере, либо на территории учреждения образования), — с 13 до 15 лет; сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему — с 8 до 15 лет; действия, связанные со сбытом наркотиков, совершенные организованной группой, — с 15 до 20 лет, а также за изготовление или переработку наркотиков в лабораторных условиях — с 8 до 20 лет.

Введена уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков (влечет лишение свободы на срок от 12 до 25 лет);

Незаконное перемещение наркотиков через государственную границу Беларуси при отсутствии признаков контрабанды (влечет лишение свободы на срок до 12 лет);

Повторное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение потребление в общественном месте наркотиков, либо появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (влечет максимальное наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года).

Снижен возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, с 16 до 14 лет.

 

Усилены меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков.

Введена административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин);

Непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).

Увеличены максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин);

Потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).

Декретом также закреплены положения, позволяющие оперативно запрещать оборот на территории Беларуси новых психоактивных веществ (курительных смесей, «спайсов») и привлекать к ответственности их распространителей.

Памятка для родителей по предупреждению курения,

употребления алкоголя и наркотиков

 

Уважаемые родители!

 

Здоровье ребенка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ - психоактивные вещества).

 

По статистике основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.

 

Причины:

 

- любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);

 

- желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;

 

- желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;

 

- безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате - эксперименты от скуки.

 

ЗАДУМАЙТЕСЬ:

 

- ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

 

- мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

 

-  ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие нет; что можно делать, а чего следует избегать.

 

Как при любой болезни, при соблюдении определенных профилактических мер можно уберечь ребенка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы  легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.

 

 

Памятка для родителей по профилактике детского и подросткового табакокурения.

 

О причинах нарушений запрета на курение

 

Подросткам запрещено курить!

 

Это правомерное требование родителей по отношению к подростку должно соблюдаться во благо самих детей.

 

Однако этот справедливый запрет нарушается подростком при наличии ряда условий:

 

— Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе — можно, там никто не сделает замечания.

 

— Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» — «Почему?» — «Потому, что нельзя»... Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, ноне подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.

 

— Когда запрет носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и другие взрослые взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решений. В то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих». Открытое курение взрослые подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.

 

Таким образом, запрет родителей на курение для подростков должен быть обоснован, мотивирован и неформален!

 

 

 

Курение и семья.

 

На вопрос: «Будет ли курить ваш ребенок?» — большинство опрошенных курящих родителей ответило отрицательно. К сожалению, статистика говорит о другом: 80 % курильщиков выросли в семьях, где родители курили. Следовательно, родители нередко не осознают своего «вклада» в приобщение детей к курению и другим вредным привычкам. С самого раннего возраста ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к курению, которое не соответствует словам о вредности этой привычки. Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: сами они курят потому, что не в силах избавиться от этой пагубно привычки. Это создаст у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.

 

Итак, что делать родителям, если подросток начал курить?

 

— Прежде всего, задуматься о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытаться сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.

 

— Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка, и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем, не давать подростку ложной устрашающей информации.

 

— Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки, не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.

 

— Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может принести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.

 

— Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье, В частности, это может означать, что ваш ребенок неудовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.

 

— Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.

 

— Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.

 

Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?

 

СТАРШЕКЛАССНИКАМ О КУРЕНИИ

 

Не хочется повторять, что курение вредно, никотин — яд. Об этом уже очень много написано, и ты все это прекрасно знаешь сам. Но от приятелей, курящих уже не первый год, ты знаешь, что сигарета может приносить расслабленность и успокоение. Правда, зачастую, особенно когда ты только начинал пробовать курить, проявлялись головокружение, кашель, тошнота, сильное слюнотечение, но ведь организм крепкий — все выдержи, и все эти неприятности через год-два пройдут. Курение перебивает чувство голода, значит, можно есть меньше и стать от этого стройнее. Ты уже взрослый человек и имеешь полное право показывать это. Что делают многие взрослые? Курят. И ты куришь. Почему бы и нет? — ведь это нормальное поведение взрослых людей, которое мы часто наблюдаем в семье, где один или оба родителя курят, где курят многие родственники и знакомые, да и просто на улице. Наверняка у тебя есть друзья, с которыми тебе было бы приятно посидеть после тяжелого учебного дня, поговорить, покурить... Стоп! Вспомни, ведь именно в компании друзей ты закурил свою первую сигарету, закурил взатяжку, кашляя и давясь дымом. Кружилась голова, слезы наворачивались на глаза, но мужественно ты стерпел все это — ты же взрослый человек!

 

Почему возникают эти ощущения, что происходит в этот момент в организме? Ты образованный человек и наверняка знаешь, что в состав табачного дыма входит газы, раздражающие слизистую оболочку глаз, — отсюда слезотечение. Механизм головокружения более сложен: угарный газ, также входящий в состав табачного дыма, в легких всасывается в кровоток, с кровью попадает в мозг — происходит легкое отравление угарным газом, которое проявляется в виде головокружения, Ну, а расслабленность, чувство успокоения — откуда берутся они? В этом тоже нетрудно разобраться. Никотин, попадая в кровь, стимулирует повышенный выброс надпочечниками в кровоток вещества, которое называется адреналином. Это очень активное вещество, которое в норме вырабатывается в ответ на какой-либо физический или эмоциональный раздражитель. Если в стрессовой ситуации или после физической нагрузки человек ощущает сильное сердцебиение, то это вызвано наличием адреналина в крови.

 

Так вот, наряду с сердцебиением, адреналин повышает кровяное давление и извлекает из мышц и печени глюкозу. Все это приводит к тому, что растет уровень сахара в крови, притупляется чувство голода и чувство усталости, курильщик ощущает чувство расслабленности и успокоения. Однако следует признать, что это неестественные, ложные ощущения, которые являются лишь результатом отравления организма угарным газом и никотином.

 

К сожалению, вредное воздействие табачного дыма этим далеко не исчерпывается. Взять, к примеру, угарный газ (СО). Из курса химии ты хорошо знаешь, что это — ядовитое вещество, которое гораздо легче кислорода. Именно это свойство позволяет ему быстрее связываться в крови с гемоглобином (СО как бы обгоняют ОН), образуя очень стабильное соединение — карбоксигемоглобин. Связанный таким образом гемоглобин, содержащийся в красных кровяных клетках — эритроцитах, уже не способен выполнять свою главную функцию — доставлять кислород к органам и тканям. Значит, чем больше курить, тем больше образуется карбоксигемоглобина и тем выраженнее дефицит кислорода в организме.

 

Между прочим, это легко проверить, подвергнув курящего и не курящего с одинаковыми данными пробе с физической нагрузкой, например, бегу.

 

Во многих таких исследованиях было показано, что курильщик начинает задыхаться быстрее, так как он по сравнению с некурящим как бы находится в разреженной атмосфере, на высоте более 2000 м над уровнем моря.

 

Это как раз и является той причиной, по которой тренеры запрещают спортсменам курить, так как всем давно известно, что курение и спортивные успехи несовместимы.

 

Угарный газ и никотин — это только 2 из более чем 3000 компонентов, входящих в состав табачного дыма. Все они в конечном итоге вызывают множество болезней. Конечно, тебе известно, что в первую очередь это рак легких и бронхов, различные серьезные заболевания сердца и сосудов. Но тебя это мало заботит, потому что молодость — это период, когда человек живет, не думая о том, что будет с ним, скажем, через 20— 30 лет. Поэтому ты в компании друзей без опасений за свое здоровье закуриваешь очередную сигарету и получаешь «удовольствием. И не думаешь о том, что через несколько лет у тебя разовьется так называемый бронхит курильщика, сопровождающийся кашлем и одышкой, пожелтеют и испортятся зубы, станут часты одним из тех, кто попадает в процент заболевших серьезными, неизлечимыми болезнями из-за курения.

 

Не надейся на счастливую случайность — слишком призрачна эта надежда. По данным разным исследователей, у нас в стране и за рубежом курящие болеют различными заболеваниями в 3 раза чаще, чем некурящие.

 

Продолжительность жизни у них на много лет короче, чем у некурящих. И сейчас многие из тех, кто с удовольствием курил в молодости, в пожилом возрасте всеми возможными путями стараются избавиться от этой привычки, потому что чувствуют ее пагубность. Далеко не всем удается бросить курить в пожилом возрасте, так как привычка укоренилась, въелась, можно ска­зать, в плоть и кровь человека. Разговаривая с такими людьми, часто слышишь: «Как же я ошибался в молодости... Какой же я был глупец!».

 

Давайте не будем повторять ошибок своих курящих родителей, родственников и знакомых.

 

Если ты не куришь — никогда не пробуй курить! Если куришь — бросай сегодня, сейчас!

 

Лучше всего это сделать сразу. Чтобы не думать о курении, нужно чем-нибудь занять свое свободное время. Как и чем заняться, придумаешь сам, ведь ты — взрослый человек. ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ!

 

КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ

 

Отказаться от курения не так уж просто, как это порой кажется начинающим курильщикам, Даже если вы курите всего 1—2 года, психологическая и физиологическая зависимость от табака уже начала складываться. Однако в этом случае стаж курения еще невелик, а значит именно сейчас самое время бросить курить.

 

Что нужно для того, чтобы отказаться от курения?

 

Во-первых, принять твердое решение, во-вторых, знать методы отказа от табака и, в-третьих, суметь выполнить свое решение.

 

Принять решение.

 

Чтобы решиться отказаться от курения навсегда, нужно подобрать веские аргументы. А чтобы все как следует обдумать, советуем сделать следующее. Разделите лист бумаги на две часты и все аргументы за отказ от курения выпишите на левой половине листа, а все против — на правой. Посмотрите, достаточно ли у вас аргументов для того, чтобы отказаться от табака, перевесили ли они желание продолжать курить? Может быть, вы мало знаете о том, насколько вредно курение?

 

Подготовить себя.

Не нужно принимать быстрого, но непродуманного решения бросить курить. К отказу от курения нужно готовиться. Лучше всего наметить для себя какую-нибудь конкретную дату (недели через 2—3) н все это время «морально» готовиться к отказу от курения, а также немного тренироваться.

 

Вот некоторые советы:

 

· Не докуривайте сигарету до конца, оставляйте последнюю треть, ведь самые вредные компоненты табачного дыма находятся именно в ней.

 

· Не затягивайтесь сигаретой.

 

· Старайтесь ежедневно сокращать количество выкуриваемых сигарет.

 

· Не курите на пустой желудок.

 

· Никогда не курите, если вам не хочется, даже за компанию,

 

· Желание закурить приходит волнообразно. Постарайтесь пережить такой «приступ» без сигареты. Так ли: уж было трудно не курить?

 

Что вы выигрываете, отказавшись от курения?

 

· Если вы не курите неделю, вас, конечно, еще тянет к сигарете, но уже улучшился цвет лица, пропал неприятный запах от кожи, от волос, от дыхания.

 

· Если вы не курите месяц, вам стало легче дышать, исчезли головные боли. Повысилась вкусовая чувствительность.

 

· Если вы не курите уже полгода — пульс стал реже, вы можете задержать дыхание на длительное время, значит, вы в хорошей форме, значит, улучшаются спортивные показатели,

 

· Если вы не курите год — вам удалось сэкономить на курении значительную сумму.

 

· Если вы не курите больше года и не будете курить никогда, то вы доказали себе и окружающим, что у вас сильная воля, что вы зрелая личность.

 

ОТ БОЛЕЗНЕЙ, ВЫЗВАННЫХ КУРЕНИЕМ, В ЕВРОПЕ ЗА ГОД ГИБНЕТ 500000 ЧЕЛОВЕК.

 

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ, ЧТО НИКОГДА НЕ СТАНЕТЕ ЖЕРТВОЙ КУРЕНИЯ?

 

НЕ БУДЬТЕ НАИВНЫМИ — БРОСАЙТЕ КУРИТЬ!

 

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!

Не начинайте курить!

     Минздрав не зря предупреждает, что курение опасно для Вашего здоровьяпрежде всего потому, что в состав табачного дыма входят многочисленные вредные для здоровья вещества: никотин, угарный газ, синильная кислота, канцерогенные вещества и многие другие, которые попадая в организм, действуют на него либо сразу, либо спустя некоторое время.

      Ощущения, возникающие в первое время при курении: головокружение, слабость, тошнота, иногда рвота, сердцебиение, потливость – это не только немедленная защитная реакция организма но и результат его острого отравления.

      При систематическом табакокурении у курильщика исчезают неприятные ощущения, что свидетельствует о формировании никотиновой зависимости. Привыкание и нарастание устойчивости к никотину происходят относительно быстро. В начале человек выкуривает несколько сигарет в день, иногда может даже не курить определенное время. Однако, постепенно число выкуриваемых сигарет возрастает в 2-3 раза по сравнению с первым годом курения, процесс курение перерастает в привычку. И вот, уже появляются расстройства сердечно-сосудистой системы, невротические и другие проявления. Затем – болезненное стремление к никотину, удовольствие от курения, потребность в нем. При этом увеличивается число выкуриваемых сигарет (от 1 до 2-х пачек в день). На привыкание мужчинам требуется около 5 лет, женщинам – несколько больше, а подросткам - гораздо меньше. С течением времени курение перестает доставлять удовольствие, потребность в курении становится жизненно необходимой в связи с тем, что никотин прочно включился во все обменные процессы в организме.

Тому, кто начал курить, бросить очень трудно, курение затягивает. Спросите любого, кто пытался бросить курить – это очень трудно, и, как правило, почти никому не удается.

Курение является причиной развития многих опасных для жизни заболеваний, что приводит к преждевременной гибели каждого четвертого жителя страны, курильщики со стажем живут на 20 лет меньше. Например, заболеваемость раком легких в стране за последние 10 лет выросла на 63 %, а в ряде городов  превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире.

 

КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ? – ВЫБОР ЗА ТОБОЙ!

Правовое воспитание

                Для того, чтобы работа по правовому просвещению и воспитанию школьников была эффективной, к её организации предъявляются закономерные требования:

  • создание положительной установки учащихся по отношению к мероприятиям по правовому воспитанию;
  • поощрение инициативы, самостоятельности, активности и наличия независимой позиции школьника;
  • проведение анализа выполненной работы, прогнозирование результатов и коррекция.

               Каждый человек на Земле уникален. В то же время по своей человеческой ценности ни одна личность не отличается от другой – они одинаково ценны. Каждый ребёнок, подобно всем другим людям на свете, в полной мере наделён человеческим достоинством и человеческими правами, которые принадлежат ему по факту рождения. Никто и ни при каких обстоятельствах не в праве унизить его достоинство и лишить его этих прав.

Памятка родителям. Как не допустить суицид у подростка

Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Опасные ситуации, на которые надо обратить  особое внимание
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

        Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

      Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

      Для этого:                      

      - расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

      - придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

      - помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

  

Будьте бдительны!

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

         утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;

         пренебрежение собственным видом, неряшливость;

         появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;

         резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;

         внезапное снижение успеваемости и рассеянность;

         плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;

         склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;

         проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;

         безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;

         стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;

         самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;

         шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 

Что делать? Как помочь?

 

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

 

Важно соблюдать следующие правила:

 

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью

 

Направления деятельности социального педагога

Организационная работа

1.Диагностика классных коллективов с целью выявления: а) многодетных семей; б) малообеспеченных семей; в) семей с детьми инвалидами; г) семей, где родители являются инвалидами; д) неблагополучных семей; е) семей, где воспитываются дети – сироты и опекаемые.

2.Анализ и обобщение социально - педагогической деятельности.

Систематическая целенаправленная работа с детьми – сиротами.

1.Посещение семей с целью контрольного обследования условий жизни и воспитания опекаемых детей.

2.Составление социальных паспортов на детей – сирот.

3.Проведение индивидуальных бесед с детьми – сиротами.

4.Привлечение детей – сирот к участию в общественных мероприятиях

5.Выявление   и   устройство   детей,   оставшихся   без   попечения родителей (под опеку, устройство в государственные учреждения)

Работа с многодетными и малообеспеченными семьями

1.Контрольная проверка жизни в семье

2.Охват детей горячим питанием

3.Организация благотворительной помощи

4.Вовлечение детей во внеурочное время в бесплатные кружки и секции

5.Организация летнего трудоустройства

6.Контакт с родителями и классными руководителями

Работа с трудновоспитуемыми учащимися и учащимися девиантного поведения

1.Контроль за успеваемостью и посещаемостью трудновоспитуемыми учащимися

2.Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися и их родителями

3.Проведение заседаний Совета профилактики и малых педсоветов с приглашением трудновоспитуемых и их родителей

4.Обеспечение занятости свободного времени
5. Посещение     семей     учащихся,     состоящих     на     учете, консультации для родителей по вопросам воспитания

6.Привлечение к воспитанию общественных и социальных институтов 

Работа с детьми – инвалидами: 1. Оказание социальной помощи,  2.Для детей – инвалидов, обучающихся на дому, наладить контакт с одноклассниками, 3.Оказывать медицинские консультации для родителей детей - инвалидов

Работа с родителями

1.Составить списки родителей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи

2.Консультация для родителей 

3.Проведение родительского всеобуча по вопросам: а) профилактики правонарушений, вредных привычек; б) по пропаганде ЗОЖ, личной гигиены, личной безопасности; в) по профилактике ДТП, детского травматизма

4.Участие в работе родительских классных собраний  по вопросам: а)разрешения конфликтных ситуаций; б)поведения обучающихся; в)профилактических бесед по социальным вопросам.

5.Привлечение родительской общественности к участию в общественной жизни школы с целью положительного влияния на подростков.

Проведение бесед с классными руководителями, учителями – предметниками об успеваемости и поведении учащихся, об оказании необходимой помощи.

1.Изучение интересов, потребностей, трудностей в классных коллективах: а) оказание консультативной и практической помощи классным руководителям в разрешении конфликтных ситуаций в классных коллективах, б) оказание индивидуальной и практической помощи классным руководителям в разрешении конфликтных ситуаций в общении с детьми, в) проведение профориентационной деятельности среди обучающихся 8-11 классов

2.Организация работы по правовой информированности детей, педагогов: а) проведение бесед по правам и обязанностям обучающихся, б) ознакомление обучающихся с Конвенцией по правам ребенка.

Методическая деятельность

1.Разработка методических рекомендаций направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.

2.Разработка методических рекомендаций по пропаганде ЗОЖ, по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании

3.Участие в работе педагогических советов, МО классных руководителей, выступления на совещаниях, семинарах, на родительских собраниях.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ УСТАНОВОК В ОБЩЕНИИ

1.      Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

2.      Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3.      Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

4.      Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5.      Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6.      Научись принимать любого человека целиком, таким, каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

7.      Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

 

Летние каникулы — это, конечно, возможность загорать, купаться, гулять в лесу. Но здесь еще и высокая солнечная активность, насекомые, испорченные продукты... Словом, есть от чего защищаться самим и защищать детей. О каких правилах безопасного поведения детей летом еще нужно помнить, чтобы не испортить летом здоровье?

Правила безопасного поведения детей летом:

1. Оберегаем себя от травм

Приобретайте спортивные товары надежных производителей, особенно для травмоопасных видов спорта. Ездить на скейте, роликах, велосипеде надо в шлеме, с наколенниками. Весь инвентарь должен соответствовать возрасту. Скажем, рама велосипеда должна быть на 7 см ниже промежности, когда ребенок стоит на земле, высота сидения должна позволять нормально дотягиваться прямой ногой до педали в нижнем положении. Для езды на роликах необходимо хорошо фиксировать голень, чтобы не вывихнуть ее. Если ваш ребенок слишком часто травмируется, пытайтесь периодически играть с ним в спокойные игры, читайте, рисуйте где-нибудь на поляне в парке или на берегу реки.

Перелом

Обнаружить перелом у детей не так просто. Переломы у них не всегда болят, как не всегда нарушается подвижность или форма. Кости у детей гибкие, поэтому часто бывают микротрещины, выявить их способен только специалист. Так что при сильной травме лучше показаться травматологу. Первая помощь при переломе руки — фиксация с помощью ткани. Рука должна быть согнутой под углом 90 градусов и свободно висеть на ткани, которая крепится на шее. Первая помощь при переломе ноги — наложение шины.

Синяки и царапины

Промываем, обрабатываем антисептиком. Чтобы уменьшить боль и опухлость — прикладываем холодный предмет или поливаем холодной водой.

2. Защищаемся от солнца

Головной убор. Время пребывания на солнце индивидуален и зависит от возраста, здоровья, кожи, однако в любом случае его необходимо увеличивать постепенно, иначе не избежать солнечных ожогов.

Солнцезащитные средства. Пользоваться за 15-20 минут до выхода на улицу, после купания в водоеме. Для детей есть специальные средства, с защитой уровня SРF-20 или SРF-30. Дошкольникам лучше подходят крем или молочко (спреи, гели и муссы могут подсушивать кожу). Нанесение крема никак не отменяет нормы пребывания под прямыми лучами.

Питьевая вода. Хорошо поите ребенка, но обычной бутилированной водой, а не лимонадами.

Ожог. Даже при легком покраснении кожи срочно прячьте ребенка в тень. Держите в аптечке средство от ожогов (продаются в аптеке).

Ошибки во время загара имеют серьезные последствия для здоровья.

3. Защита от насекомых

Собираясь в лес или парк, думайте о защите от клещей: головной убор, одежда, которая закрывает руки-ноги. Используйте спецсредства для отпугивания насекомых — можно носить с собой салфетки-репелленты. Держите в аптечке средство для лечения укусов насекомых.

4. Защита на воде

Не игнорируйте сами правила поведения на воде и не позволяйте делать это детям. Не купайтесь с ними в незнакомых местах, не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду в местах с неизвестным дном. Держите ребенка под вниманием, пока он в воде. Если ребенок плохо плавает, купите ему специальные нарукавники, жилетку. Ограничьте время пребывания в воде для предотвращения переохлаждения. После купания в соленой воде приучайте мыться в пресной. Объясняйте опасность конвульсии, больших волн и т. д. Научите азам техники спасения того, кто тонет (или обратитесь для этого к инструктору по плаванию).

5. Защита от отравления

Приучите ребенка мыть руки перед каждым приемом пищи или хотя бы тщательно вытирать их влажными салфетками. Не давайте в жару скоропортящиеся продукты: рыбу, молочное, колбасу, особенно мясо, оно может превратиться в яд через 20 минут пребывания на солнце. Давайте больше овощей, фруктов, ягод. Тщательно мойте их перед употреблением. Не покупайте фрукты, которые еще не должны продаваться по сезону. Держите в аптечке средства для лечения отравлений. Придерживайтесь правил питания в жаркие дни.

О чем напомнить ребенку

1. Плавай только в специально предназначенных для этого местах. Не заплывай за буйки и не подплывай под суда, лодки, не плавай при больших волнах, не ныряй в местах с неизвестным дном, не «топи» друзей и не ныряй глубоко, матрасы и спасательные круги не предназначены для того, чтобы плавать далеко от берега.

2. Одевайся и прячься от солнца, если кожа начала краснеть.

3. Пей много воды, но только не сладкую.

4. Тщательно мойте овощи, фрукты, ягоды и руки.

5. Если рядом насекомые, не делай резких движений.

6. Не разговаривай с незнакомцами. Взрослый должен просить помощи у взрослого, а не обращаться за ней к ребенку. Если тебя кто-то преследует, иди туда, где есть люди. Проси помощи у милиционера, охранника, продавца или других взрослых.

 

 

 

 

Родители! Помните!

Выписка из статьи

Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Оставление в опасности»

 

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо не сообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи - наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости,заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и было обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3.Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, -

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Главное  на свете - это наши дети!

 

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.

Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!

Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту "отредактировать", что ли!

Но факты и время отнюдь не пустяк.
И сколько порой ни насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось,
И сколько вот так потерял я друзей!

И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!

Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что, дескать, непрочная штука - сердца...
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь,- придет!
     Эдуард Асадов

Профилактика наркомании у детей и подростков

В течение последних лет проблема немедицинского потребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ стала  актуальной для большинства стран мира, в том числе и для Республики Беларусь.

Распространение наркомании в Республике Беларусь, как и в других странах, представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Под наблюдением наркологической службы на 1 января 2012 года в Республике Беларусь наблюдается 9230 больных наркоманией и 4609 лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства. Из них около 10 % лиц до                  20 летнего возраста. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи наркопотребления с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусными гепатитами, инфекциями, передающимися половым путем, туберкулезом и другими серьезнейшими заболеваниями.

Результаты проведенных в Беларуси научных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами в несколько раз превышают данные официальной статистики. Реальное число  больных наркоманией в Республике Беларусь около 70 тысяч человек.      

Наркомания– это резко выраженное влечение к одному или нескольким веществам (наркотикам) растительного или синтетического происхождения, которые действуют преимущественно на центральную нервную систему и вызывают в малых дозах ощущение психического благополучия, эйфории, а в сравнительно больших дозах – состояние выраженного опьянения, наркотического сна.

Это состояние, характеризующееся непреодолимой потребностью в наркотике, толкающее на добывание его всевозможными способами: стремлением к постоянному увеличению дозы, приводящее к физическому и моральному распаду человека.

Особую обеспокоенность вызывает быстрое распространение наркомании среди молодежи. Прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом.

Пристрастие к наркотикам возникает очень быстро. Основным мотивом, толкающим подростков к наркотикам, является любопытство и подражание, а иногда и боязнь насмешек и упреков «опытных» знакомых.

Подпольный наркобизнес делает упор на молодежь, как на перспективу, пропагандирует легкие наркотики, предлагает первые дозы за бесценок и бесплатно. Но за ней следует вторая, третья и, наконец – стойкая потребность.

Для того чтобы приостановить распространение злоупотребления психоактивных веществ, необходима целая система мер государственного и общественного воздействия, целесообразно основные усилия сосредоточить именно на первичной профилактике зависимостей. Первичная  профилактика зависимостей от психоактивных веществ должна охватывать все слои населения, и в первую очередь   молодежь, развивать у них психологическую невосприимчивость к психоактивным веществам. Важнейшая роль в системе первичной профилактики принадлежит предотвращению вредных привычек. Профилактикой вредных привычек нужно заниматься с раннего детства, уделяя больше внимания детям из неблагополучных семей. Известно, что от 40 до 50 % лиц, злоупотребляющих психоактивных веществ, выходит из неполных семей, а это неминуемо накладывает отпечаток на формирование личности. По мере усвоения норм поведения ребенок использует примеры, которые находит, в первую очередь, в своей семье. Если в семье нет отца, ребенку трудно усвоить такие мужские черты характера, как смелость, решительность, волевая устойчивость. При отсутствии в семье матери у ребенка, как правило, возникает дефицит заботливости, ласковости, отзывчивости, что выражается эмоциональной недостаточностью. Однако у определенной части детей, которые росли и воспитывались в полных семьях, также развиваются вредные привычки. В таких семьях существуют иные неблагоприятные обстоятельства, которые выражаются в отсутствии взаимопонимания  родителей. Каждый живет личными интересами, не желает отказаться от своих привычек, которые не соответствует интересам семьи в целом и вызывают конфликты с другими членами семьи. Каждый третий наркоман отмечает отсутствие взаимопонимания с родителями, не проявляющими интереса к воспитанию детей, носили враждебно-конфликтный характер, у каждого третьего наркомана один или оба родителя злоупотребляли спиртными напитками. Дети из неблагополучных семей большую часть свободного времени, а иной раз и учебного, проводят на улице. Там, в уличных компаниях, они находят для себя лжеавторитеты, которые по-своему посвящают их в жизненные проблемы. В такой среде и приобретается опыт, формируется отношение подростка к окружающей действительности, поведение в соответствии с «нормами», которые бытуют в данной компании. Это и определяет дальнейшую жизнь – бесцельная, пустая трата времени, курение, алкоголь, беспорядочные половые связи. Семейные разногласия в воспитании могут выражаться и в отсутствии согласованности между родителями в предъявлении к ребенку единых требований и систематического контроля за выполнением этих требований. Отсутствие согласованности позиций родителей в воспитании ребенка приводит к потере контакта между старшими и младшими членами семьи. В результате интересы подростка постепенно перемещаются из семьи в уличную компанию. При проведении профилактики употребления психоактивных веществ необходимо учитывать особенности подросткового возраста. Немаловажное значение имеют повышенная внушаемость, подражательность подростков и склонность их к группированию. Реакции эмансипации, самоутверждения и независимости от старших могут приобретать характер неприязни к образу жизни семьи, нежелание подчиняться установленным порядкам и законам, вплоть до ухода из дома, бродяжничество, таким образом, от принятых в обществе норм поведения.

Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ.

Признаки наркомании у подростков

Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят следующие изменения:

 

  • Подросток поздно ложится спать, поздно встает утром с постели;
  • Проводит больше времени вне дома;
  • Проявляет чрезмерную говорливость, повышенную активность;
  • Ребенок вял, заторможен, апатичен;
  • Движения неуклюжие, порывистые;
  • Стал более скрытен;
  • Часто агрессивен;
  • Потерял интерес к учебе, прежним занятиям и друзьям;
  • Увеличил денежные расходы или стал вытаскивать деньги или ценные вещи из дома;
  • Проявляет частые перепады в настроении. Несоответствие настроения ситуации: равнодушие в споре или агрессия по пустякам;
  • Совершает правонарушения;
  • Начал говорить шепотом или на непонятном сленге со своими знакомыми по телефону или часто уединяются с ними в безлюдных местах;
  • Завел новых подозрительных друзей или старые друзья стали немного странными;
  • Появление в доме пузырьков, бутылочек, бумажных трубок, закопченных ложечек, капсул;
  • Наличие на теле синяков, следов инъекций, порезов. Следы инъекций могут быть на ладонях, голове, других частях тела;
  • Наличие шприцов, сушеной травы, непонятных таблеток, порошков, маленьких картинок, напоминающих марки.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

v       Суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;

v       Медленная и невнятная речь;

v       Нарушение координации движений;

v       Очень бледная кожа;

v       Плохая память и депрессивное состояние.

Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому, заметив названные признаки у своего ребенка, не следует его наказывать. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлительно. Возможно, подросток еще не превратился в наркомана, а употребил наркотик один раз, и не имеет желания это повторять. Родители должны быть помощниками для детей в сложных ситуациях, и при наличии проблемы помочь ребенку ее решить. Чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психологам, медработникам, в реабилитационные центры.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 июля 1999 г. № 275-З

Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путем разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечания:

1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления, производства и переработки наркотических средств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.

2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включенные в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных к контролируемому обороту, указанного Перечня.

3. Под аналогами наркотических средств и психотропных веществ в статьях настоящего Кодекса понимаются химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь.

Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов

1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

Статья 3281. Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза или Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

2. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 228 и 3331 настоящего Кодекса, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действие, предусмотренное частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенное организованной группой, –

наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 3282. Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, либо нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 329. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327328 и 331 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 332. Предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ

1. Предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

2. Организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом.

Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

2. Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

Статья 3431. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего

1. Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи 343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

1. Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

2. Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166 или 167 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

21 апреля 2003 г. № 194-З

Статья 16.10. Незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания

1. Приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, не превышающем пятидесяти граммов, –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

2. Перевозка, пересылка, приобретение, хранение некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, а равно реализация таких некурительных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств либо административный арест с конфискацией денежной выручки, полученной от реализации указанных некурительных табачных изделий, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.

3. Изготовление некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания и (или) жевания, в количестве, превышающем пятьдесят граммов, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати пяти до сорока пяти базовых величин с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации либо административный арест с конфискацией орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации.

Примечание. Под некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания, в настоящей статье понимаются изделия (снюс, насвай и другие), изготовленные из табака (очищенной табачной пыли) и щелочного компонента (мела, извести или прочих щелочных компонентов) с добавлением или без добавления иных ингредиентов.

Статья 17.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения –

влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест. 

4. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, –

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

5. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.

6. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 17.5. Занятие проституцией

1. Занятие проституцией –

влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест...